Лунные альянсы, финансовый кризис NASA и полет Starship: космические итоги 2023 года

2023-й год подошел к концу. Он был насыщен огромным количеством знаковых событий в космосе. Мы увидели долгожданное орбитальное испытание Starship, запуски миссий в дальний космос, удачные и неудачные высадки на Луну и многое, многое другое. В этом материале мы расскажем про десять главных космических событий минувшего года.

Орбитальные тесты Starship

Возможно, наиболее знаковым событием 2023 года стали орбитальные тесты сверхтяжелой системы Starship. Первое испытание состоялось 20 апреля. Уже с самого начала все пошло не по плану: у ускорителя Super Heavy отключилось несколько двигателей Raptor. Несмотря на это, ему удалось пройти участок, на котором ракета подвергается максимальному аэродинамическому сопротивлению и достигнуть высоты 39 км. Но после этого контроль над аппаратом был потерян и он разрушился.

Запуск Starship. Источник: SpaceX

SpaceX потребовалось семь месяцев, чтобы восстановить поврежденную стартовую площадку и получить разрешение на новый полет Starship. Он состоялся 17 ноября.

Второе испытание Starship оказалось куда продуктивнее первого. В этот раз Super Heavy успешно отработал весь участок полета, после чего отделился от Starship. Правда, вскоре после этого ускоритель взорвался. Такая же судьба затем постигла и прототип космического корабля, которому не хватило чуть-чуть, чтобы выйти на орбиту. Тем не менее результаты испытания позволяют надеяться, что в третий раз Starship удастся достичь космоса.

Метановая ракета впервые достигла орбиты

Одна из ключевых особенностей Starship заключается в том, что корабль использует в качестве горючего метан. Считается, что он лучше подходит для многоразовых носителей. В 2023 году сразу несколько компаний попытались впервые в истории достичь орбиты при помощи метановой ракеты. Помимо SpaceX, в этой своеобразной гонке также участвовала Relativity Space. Однако ее напечатанная на принтере ракета Terran 1 потерпела аварию из-за сбоя в работе второй ступени.

Пуск ракеты «Чжуцюэ-2». Источник: Landspace

В итоге, победу в этом неофициальном соревновании одержала китайская Landspace. 12 июля она осуществила успешный пуск ракеты «Чжуцюэ-2», которая стала первым метановым носителем, достигшим орбиты. А 8 декабря Landspace закрепила свой успех, впервые выведя груз на орбиту при помощи метановой ракеты.

Успешные и неудачные посадки на Луну

В 2023 году мы увидели сразу три попытки посадки на Луну. Первой это попыталась сделать японская компания iSpace. К сожалению, ее аппарат «Хакуто-R» разбился во время спуска. В последующем инженеры пришли к выводу, что авария произошла из-за сбоя в программном обеспечении, вызванного довольно поздним решением сменить место высадки миссии.

Место падения частного японского лунного аппарата «Хакуто-R»
Место падения частного японского лунного аппарата «Хакуто-R», как его видно с орбитального аппарата NASA Lunar Reconnaissance Orbiter на следующий день после попытки посадки. Источник: NASA/GSFC/Arizona State University

Следующей посадку на Луну попыталась осуществить россия. Но, с большой помпой разрекламированная миссия «Луна-25», завершилась громким фиаско. Аппарат даже не добрался до стадии посадки. 19 августа он разбился о лунную поверхность из-за ошибки, допущенной во время коррекции курса.

Спускаемая платформа миссии «Чандраян-3» на Луне. Источник: ISRO

В итоге, единственной, кто отпраздновал успех, оказалась Индия. 23 августа она стала четвертой страной в истории, решившей задачу посадки на Луну — и первой, кто сел в южном приполярном регионе спутника. Индийский спускаемый аппарат и луноход успешно выполнили свою программу, проработав в течение лунного дня. А перелетный модуль «Чандраян-3» затем осуществил маневр, благодаря которому он вернулся к Земле.

Сбор лунных коалиций

В 2023 году ни США ни Китай не запускали собственных миссий к Луне. Тем не менее страны вели активную работу по сбору космических союзников, которые смогут оказать им поддержку в уже начинающейся второй лунной гонке. США делали это в рамках Соглашений Артемиды, Китай — в рамках проекта по созданию Международной научной лунной станции.

Страны-участницы «Соглашения Артемиды» по состоянию на декабрь 2023 года. Источник: NASA

И та и другая сторона могут записать 2023 год себе в актив. Так, к Соглашениям Артемиды присоединились 9 новых стран. Это Чехия, Испания, Индия, Германия, Нидерланды, Исландия, Болгария и Ангола. Таким образом, общее количество их участников увеличилось до 33 государств.

Что касается Международной научной лунной станции, то к договору о ее создании присоединились ОАЭ, Венесуэла, ЮАР, Азербайджан, Пакистан, Беларусь и Египет. Всего же на данный момент в этом проекте участвует 9 стран.

Запуск миссии JUICE

В апреле ESA запустило самую амбициозную межпланетную миссию в своей истории, получившую название JUICE. Она будет исследовать Ганимед, Каллисто и Европу. Это три крупнейших ледяных спутника Юпитера. Их общей чертой, с высокой степенью вероятности, является наличие подповерхностных океанов жидкой воды. А где есть вода, там, как известно, может быть и  жизнь.

План полета аппарата JUICE. Источник: ESA

Правда, не обошлось без некоторой драмы. После запуска аппарат не сумел до конца раскрыть антенну подповерхностного радара, что грозило сорвать часть научной программы миссии. К счастью, впоследствии инженерам все же удалось решить эту проблему.

Чтобы добраться до Юпитера, JUICE предстоит совершить серию из четырех гравитационных маневров в окрестностях Земли и Венеры, которые позволят ему развить необходимую скорость. Аппарат должен достигнуть своей цели в 2031 году.

Доставка образцов астероида Бенну

24 сентября было весьма важным днем для NASA. В этот день аппарат OSIRIS-REx сбросил на Землю капсулу, внутри которой содержались образцы астероида Бенну.

NASA OSIRIS-REx
Капсула с образцами вещества астероида Бенну вскоре после посадки. Источник: NASA

Несмотря на проблемы с вытяжным парашютом, капсула совершила успешную посадку на полигоне в штате Юта. Анализ ее содержимого уже позволил совершить ряд открытий. Что касается самого OSIRIS-REx, то он продолжит свое путешествие в рамках расширенной миссии. Следующей целью аппарата станет астероид Апофис, рандеву с которым запланировано на 2029 год.

Встреча с астероидом Динкинеш

2023 год подарил нам встречу с ранее неизученным небесным телом. Им стал небольшой 790-метровый астероид Динкинеш, чья орбита пролегает в Главном поясе. Он был выбран в качестве попутной цели для миссии Lucy, основной задачей которой является изучение троянских астероидов Юпитера.

Сфотографированный зондом Lucy двойной астероид Динкинеш. Снимок сделан с расстояния в 430 км. На переднем плане запечатлен основной астероид. Источник: NASA/Goddard/SwRI/Johns Hopkins APL/NOAO

Встреча с Динкинешем состоялась 1 ноября. Астероид преподнес сюрприз. Оказалось, что у него есть 220-метровый спутник, который назвали Селамом. Внешне он напоминает арахис. По мнению ученых, Селам образовался в результате «слипания» двух космических камней, которые столкнулись на небольшой скорости. Что же касается Lucy, то аппарат продолжил свое движение через Главный пояс. Ожидается, что весной 2025 года он выполнит пролет еще одного попутного астероида.

Запуск миссии Psyche

Второй по важности, запущенной в 2023 году межпланетной миссией, стала Psyche. Ее целью является металлический астероид Психея, который может являться осколком ядра погибшей протопланеты. Одна из основных задач Psyche является проверка этого предположения.

Аппарат Psyche в представлении художника. Источник: NASA/JPL-Caltech/ASU

Изначально, Psyche должен был отправиться в космос еще в 2022 году. Но запуск пришлось перенести из-за неготовности наземного симулятора аппарата. В итоге, аппарат был запущен 13 октября 2023 года. В 2026 году он выполнит гравитационный маневр в окрестностях Марса, который обеспечит прибытие к Психее в августе 2029 года.

Помимо изучения астероида, на Psyche также возложена задача проверка экспериментальной системы лазерной связи, обладающей намного большей скорости передачи данных, нежели традиционная радиосвязь. Аппарат уже провел первые тесты, которые завершились полным успехом.

Бюджетный кризис NASA

Уходящий год оказался довольно непростым в финансовом плане для NASA. Дело в том, что в мае Конгресс и Белый дом приняли соглашение о повышении потолка госдолга в обмен на ограничение расходов необоронной сферы уровнем прошлого года. В результате, вместо планировавшейся финансовой прибавки, NASA наоборот, оказалась вынуждена урезать расходы.

Это не могло не привести к целому ряду последствий. Так, запуск дрона к Титану уже перенесен на один год. NASA также пришлось отложить отбор следующих проектов по программе New Frontiers и поставить на паузу  реализацию целого ряда новых миссий, включая зонд к Урану. Под угрозой оказалось и финансирование для телескопов Chandra и Hubble.

Но в центре наибольшей драмы все же попала миссия по доставке на Землю образцов марсианского грунта. Согласно опубликованному несколько месяцев назад отчету независимой комиссии, ее планируемый бюджет абсолютно недостаточен для реализации задачи подобного масштаба. Все это поставило закономерный вопрос о дальнейшей судьбе проекта. По всей видимости, ответ на него будет получен уже в следующем году.

Переносы полета новых ракет

Иногда отсутствие события — это тоже событие. В 2023 году им стали очередные переносы запуска новых ракет, которые должны прийти на смену уходящему поколению орбитальных носителей. Так никуда и не полетела многострадальная европейская Ariane 6 — и это при том, что эксплуатация ее предшественника Ariane 5 уже прекращена. Если добавить к этому проблемы с ракетой Vega, то можно констатировать, что в настоящее время у Европы не осталось независимого доступа к космосу.

Прожиг первой ступени ракеты Vulcan. Источник: ULA

Не увидели мы и первого полета ракеты Vulcan, которая должна заменить Atlas V. Из-за взрыва верхней ступени во время тестового прожига, его изначально перенесли на конец года. Но в итоге, дебют нового носителя оказался сдвинут на 2024 год. Не раньше второй половины следующего года мы увидим полет и еще одного известного долгостроя. Речь о ракете New Glenn от компании Blue Origin, которая разрабатывается еще с 2012 года.

Основным бенефициаром в этой ситуации является SpaceX с ее Falcon 9, которая уже близка к тому, чтобы практически монополизировать западный пусковой рынок. И если конкуренты Илона Маска не хотят, чтобы это действительно произошло, уже в ближайшее время им придется предпринять какие-то более действенные меры, нежели раздачу обещаний и демонстрацию красивых роликов.

Вы также можете прочитать про главные космические события 2022 года.