Десять наиболее ожидаемых космических событий 2023 года

Ушедший 2022-й год подарил нам массу весьма увлекательных событий в космической сфере — от тарана астероида в прямом эфире до долгожданного полета корабля Orion. Но жизнь не стоит на месте. 2023-й год тоже будет наполнен большим количеством интересных космических событий. Самое время поговорить о том, что нас ожидает уже в самом ближайшем будущем.

Орбитальный полет Starship

В нашем списке наиболее ожидаемых космических событий 2022 года первый орбитальный полет Starship занимал одну из верхних позиций. Но год прошел, а корабль так никуда и не полетел. Отчасти это связано с необходимостью преодоления бюрократических процедур, требовавшихся для получения разрешения на пуск. Отчасти — с решением SpaceX внести существенные изменения в конструкцию корабля и ускорителя Super Heavy. Из-за него прототипы, которые изначально должны были принять участие в тесте, уже совершенно точно останутся на Земле.

Прожиг прототипа космического корабля Starliner. Источник: SpaceX

В связи с этим можно задаться логичным вопросом: а не повторится ли в нынешнем году ситуация прошлого? Конечно, учитывая сложность и амбициозность проекта, мы не можем дать стопроцентной гарантии полета. Но все же логика ситуации диктует, что SpaceX должна осуществить пуск где-то в течение 2023 года. От того, как быстро Starship будет введен в эксплуатацию, напрямую зависит будущее компании. А для того, чтобы этого добиться, ей необходимо как можно скорее проверить его в условиях реального полета, что позволит оценить эффективность принятых решений и внести необходимые доработки в конструкцию. Так что шансы на то, что в 2023 году мы наконец увидим Starship «в деле», очень и очень высоки.

Первый частный выход в открытый космос

Ввод в эксплуатацию космического корабля Crew Dragon дал возможность организовать первые в истории частные пилотируемые миссии. Первопроходцем стал миллиардер Джаред Айзекман. В сентябре 2021 года он вместе с тремя другими членами экипажа совершил трехдневный орбитальный полет.

Концепт миссии Polaris Dawn. Источник: Polaris

Айзекман решил не останавливаться на достигнутом и анонсировал Polaris — первую в историю частную пилотируемую исследовательскую программу, в рамках которой планируется осуществить как минимум три пилотируемых полета в космос.

Первая миссия по программе получила название Polaris Dawn. В ее рамках Crew Dragon отправит четырех частных астронавтов на большее расстояние от нашей планеты, чем какая-либо другая миссия за последние 50 лет. Его орбита будет настолько высокой, что корабль даже пересечет участки радиационных поясов Земли. Основной целью миссии заявлено изучение влияния повышенного уровня радиации на здоровье астронавтов.

Кроме того, в рамках полета состоится первый в истории частный выход в открытый космос. Операция будет выполнена на высоте 500 км, что сопоставимо с высотой орбиты телескопа Hubble. Также планируются испытания разрабатываемой SpaceX лазерной системы связи. На данный момент запуск миссии Polaris Dawn запланирован на март 2023 года.

Запуск зонда JUICE

2023-й должен стать большим годом для Европейского космического агентства. Весной оно запустит JUICE — самую дорогостоящую и амбициозную межпланетную миссию в своей истории.

Аппарат JUICE в представлении художника. Источник: Spacecraft: ESA/ATG medialab; Jupiter: NASA/ESA/J. Nichols (University of Leicester); Ganymede: NASA/JPL; Io: NASA/JPL/University of Arizona; Callisto and Europa: NASA/JPL/DLR

Основной целью JUICE станут три крупнейшие ледяные луны Юпитера — Европа, Ганимед и Каллисто. По мнению ученых, под их поверхностью скрываются океаны жидкой воды. Европейский аппарат должен будет изучить эти миры и оценить их потенциальную пригодность для жизни.

Запуск JUICE запланирован на апрель 2023 года. Поскольку мощности ракеты-носителя Ariane 5 недостаточно для того, чтобы отправить зонд напрямую к Юпитеру, для ускорения ему потребуется выполнить ряд гравитационных маневров в окрестностях Земли и Венеры.

JUICE достигнет системы Юпитера в июле 2031 года. В общей сложности аппарат должен будет выполнить два близких пролета Европы, 12 пролетов Каллисто и 12 — Ганимеда. В декабре 2034-го он выйдет на постоянную 500-километровую орбиту вокруг Ганимеда. Программа полета предусматривает изучение спутника до конца 2035 года, после чего JUICE упадет на его ледяную поверхность.

Первый пилотируемый полет Starliner

В мае 2022 года компании Boeing наконец-то удалось провести повторное беспилотное испытание космического корабля CST-100 Startliner. Не обошлось без некоторых шероховатостей, но в целом NASA признала полет успешным. Это дало возможность начать подготовку к первой пилотируемой миссии.

Atlas V с кораблем Starliner
Ракета Atlas V с кораблем Starliner на стартовой площадке. Источник: Joshua Conti

На данный момент полет Starliner с экипажем запланирован на апрель 2023 года. Он должен будет доставить на МКС двух астронавтов NASA — Барри Уилмора и Саниту Уильямс. Корабль проведет восемь дней в составе орбитального комплекса, после чего вернется на Землю. Успешное выполнение полета откроет дорогу к началу регулярного использования этого аппарата в миссиях по ротации экипажей МКС.

Миссия Rocket Lab к Венере

2023-й станет важным годом и для Rocket Lab. Во-первых, компания собирается повторить попытку возврата ступени ракеты Electron при помощи вертолета. А во-вторых, она планирует запустить первую в историю частную миссию к Венере. Ее целью станет изучение верхних слоев венерианской атмосферы с целью поисков признаков ее обитаемости.

Венерианская миссия Rocket Lab (концепт). Источник: Rocket Lab

Запуск автоматического разведчика запланирован на май 2023 года. Если все пройдет хорошо, он достигнет Венеры в октябре того же года. Зонд войдет в атмосферу и изучит ее состав в диапазоне высот между 60 и 45 км. Посадка на поверхность планеты не предусмотрена.

Первая частная посадка на Луну

В апреле 2023 года аппарат «Хакуто-R», построенный японской компанией iSpace, попытается прилуниться в районе кратера Атлас. В случае успеха он станет первым в истории частным аппаратом, которому удастся решить эту задачу. Также не стоит забывать, что на его борту находится первый арабский ровер «Рашид».

Снимок Земли с японского аппарата "Хакуто-R"
Снимок Земли с японского аппарата «Хакуто-R». Источник: iSpace

Но, даже если «Хакутo-R» и потерпит неудачу, мы увидим еще как минимум две попытки «частников» сесть на Луну. Они будут предприняты зондами, построенными компаниями Astrobotic и Intuitive Machines. Их запуск запланирован на первый квартал 2023 года. А уже летом ожидается реализация миссии «Чандраян-3», в рамках которой Индия снова попробует высадить на Луну свой ровер.

Доставка образцов астероида Бенну на Землю

Одно из наиболее ожидаемых космических события года состоится 24 сентября. Если все пройдет хорошо, в этот день на территории полигона в штате Юта совершит посадку капсула зонда OSIRIS-REx. В ней содержатся образцы грунта астероида Бенну.

Аппарат OSIRIS-REx (концепт). Источник: NASA

Ученые с нетерпением ждут возможности провести их анализ и сравнить с образцами астероида Рюгу, ранее доставленными на Землю японским зондом «Хаябуса-2». Что же касается основного аппарата OSIRIS-REx, то после сброса капсулы он приступит к расширенной миссии, кульминацией которой должен стать пролет астероида Апофис в 2029 году.

Запуск аппарата Psyche

Изначально запуск миссии Psyche был запланирован на осень 2022 года. Однако из-за неготовности наземного симулятора аппарата он был перенесен на один год. Это породило ряд проблем. Так, NASA пришлось отказаться от попутной нагрузки в виде двух зондов Janus. Для них попросту не осталось целей, которых можно было бы достичь при запуске во время нового баллистического окна.

Аппарат Psyche в представлении художника. Источник: NASA/JPL-Caltech/ASU

Тем не менее, лучше поздно, чем никогда. Psyche будет запущен в октябре 2023 года при помощи ракеты Falcon Heavy. В 2026 году аппарат совершит гравитационный маневр в окрестностях Марса, который обеспечит его прибытие к металлическому астероиду Психея в августе 2029 года — на 3,5 года позже, чем предполагал изначальный план полета.

Основная цель миссии заключается в установлении происхождения Психеи. Предположительно она является осколком погибшей протопланеты. Но так это или нет — станет понятно, лишь когда Psyche приступит к изучению этого весьма необычного тела.

Дебюты новых ракет

2023-й год в космонавтике будет проходить под знаком постепенной смены поколений. На смену давно находящимся в строю и проверенным тяжелым носителям Atlas V и Ariane 5 должны будут прийти новые ракеты Vulcan и Ariane 6. Дебютный полет Vulcan запланирован на первый квартал наступившего года. Первый полет Ariane 6 пока назначен на конец года. Также в 2023-м может состояться испытательный пуск ракеты New Glenn, создаваемой компанией Blue Origin. Впрочем, со значительной долей вероятности, он будет сдвинут на 2024 год.

Ракета Vulcan (концепт). Источник: ILA

Много всего интересного будет происходить и на рынке малых носителей. Одним из наиболее ожидаемых событий в этой сфере является первый пуск ракеты Terran 1. Она практически полностью напечатана на 3D-принтере. Создавшая ее компания Relativity Space утверждает, что подобная инновация позволяет радикально ускорить процесс строительства носителей, что, в свою очередь, значительно снижает их стоимость.

Первая ступень ракеты Terran 1 на мысе Канаверал. Источник: Relativity Space

На конец 2023 года также запланированы первые орбитальные пуски европейских стартапов Skyrora, RAF, Orbital Express и Isar Aerospace. Конечно, поскольку ракетостроение является, мягко говоря, не самым простым занятием, нет гарантии, что эти компании сумеют уложиться в анонсированные сроки и запуски не сдвинутся на следующий год. Впрочем, как знать? Возможно, кому-то из них действительно удастся покорить небо уже в нынешнем году.

Встреча с Ио

В самом конце 2023 года нас будет ждать одно весьма любопытное событие. 30 декабря зонд Juno совершит близкий пролет Ио.

Инфракрасный портрет Ио. Яркие области соответствуют местам извержений вулканов. Источник: NASA / JPL-Caltech

Ио — это спутник Юпитера, знаменитый своей никогда не прекращающейся вулканической активностью. На его поверхности находятся сотни вулканов, которые постоянно извергаются и перекраивают его «лицо». В последний раз мы видели Ио крупным планом свыше двух десятилетий тому назад, когда его навестил аппарат Galileo. Поэтому неудивительно, что ученые с нетерпением ждут предстоящего визита Juno и собираются выжать максимум возможного из предстоящей встречи.

Стоит отметить, что инженеры используют гравитацию Ио, чтобы изменить орбиту Juno. Это позволит аппарату осуществить еще один пролет спутника, запланированный на февраль 2024 года.