Amazon планирует конкурировать со Starlink, а NASA профинансирует разработку перспективных лунных технологий: дайджест новостей

Подборка самых интересных космических новостей за неделю: ученые разработали самовосстанавливающиеся после космического излучения солнечные панели; на МКС пропала связь из-за перебоев с электричеством, а мы рассказываем, поможет ли микрогравитация в решении проблемы рака.

«Сама основа науки — держать дверь открытой для сомнений».

― Карло Ровелли

Солнечные панели будущего способны самовосстанавливаться после повреждений в космосе

Недавно разработанные солнечные панели могут самовосстанавливаться после повреждения космическим излучением. Новое открытие обещает сделать источники питания для спутников и космических кораблей более устойчивыми и надежными в будущем.

Тип фотогальванических панелей, известный как перовскитные солнечные элементы (perovskite solar cell — PSC), ранее показал большой потенциал для использования в космическом пространстве. Они легкие и относительно недорогие в изготовлении. Вдобавок такие панели преобразуют солнечное излучение в электричество с высокой эффективностью. Однако они должны выдерживать шквал высокоэнергетических частиц в космосе. В лабораторных условиях, созданных для имитации воздействия протонного излучения в течение десятков или даже сотен лет, исследователи протестировали ультратонкие подложки для солнечных элементов, пригодные для использования на спутниках. Австралийские ученые обнаружили, что перовскитные солнечные элементы, поврежденные протонным излучением, способны полностью восстановить свою эффективность с помощью термической обработки в вакууме.

Amazon построит спутниковый центр обработки данных на космодроме Space Florida

Компания Amazon планирует стать конкурентом космического интернета Starlink компании SpaceX. Но перед началом коммерческой эксплуатации нужно выполнить много подготовительной работы.

Сервис Amazon Project Kuiper также будет работать с помощью нескольких тысяч небольших аппаратов на низкой околоземной орбите, предназначенных для предоставления быстрого и недорогого широкополосного доступа к Интернету по всему миру. Двигаясь к своей цели, компания недавно объявила, что инвестирует 120 млн долларов в спутниковый центр обработки данных на космодроме Space Florida в Космическом центре им. Кеннеди. Объект площадью 30 тыс. м² будет готовить и интегрировать спутники с помощью ракеты United Launch Alliance (ULA) или носителя Blue Origin на последнем этапе перед запуском в космос с расположенного неподалеку космодрома на мысе Канаверал.

Перебои с электричеством привели к потере связи с Международной космической станцией

Во вторник, 25 июля, NASA на несколько десятков минут потеряла связь с Международной космической станцией (МКС). Произошло это из-за перебоев в электроснабжении. Экипажу на борту в это время ничего не угрожало. Потеря связи с МКС является одним из самых больших опасений при освоении околоземного пространства из живущих в массовом сознании. И NASA действительно беспокоится по этому поводу. В частности, сотрудники организации прекрасно понимают, что потеря контакта может произойти и по земным причинам. Например, Центр управления полетом может повредить ураган, что в Техасе не редкость. На этот случай в нескольких километрах от Хьюстона построен резервный центр, способный выполнять то же самое, что и основной. Однако на этот раз его решили не использовать.

NASA профинансирует развитие перспективных лунных технологий

NASA объявила о выдаче 11 контрактов на развитие перспективных технологий, которые обеспечат долговременное пребывание людей на Луне и за ее пределами. Контракты были выданы в рамках программы Tipping Point. Общий денежный вклад аэрокосмической администрации составит 150 млн долларов, она осуществляет финансирование совместно с отраслевыми партнерами.

Получателями контрактов стали следующие компании:

• Astrobotic Technology, 34,6 млн долларов — эксперимент по передаче энергии на Луне.
  • Big Metal Additive, 5,4 млн долларов — изучение создания конструкций космических жилищ с помощью аддитивного производства.
  • Blue Origin, 34,7 млн долларов — энергетика на Луне на основе использования местных ресурсов.
  • Freedom Photonics, 1,6 млн долларов — высокоэффективный лидар для дистанционного зондирования Земли.
  • Lockheed Martin, 9,1 млн долларов — демонстрация космических технологий.
  • Redwire, 12,9 млн долларов — производство инфраструктуры из лунного реголита.
  • Protoinnovations, 6,2 млн долларов — бортовая программная архитектура COTS для операций перемещения по лунной поверхности.
  • Psionic, 3,2 млн долларов — проверка технологии посадки на неосвещенные участки Луны.
  • United Launch Alliance, 25 млн долларов — демонстрация технологии надувного теплозащитного экрана.
  • Varda Space Industries, 1,9 млн долларов — передача технологии и коммерческое производство углеродного аблятора с фенольной пропиткой.
  • Zeno Power Systems (Вашингтон), 15 млн долларов — универсальный радиоизотопный источник питания на основе америция-241 для программы Artemis.

Ученые создали высокотемпературный сверхпроводник

Группа корейских ученых сообщила о создании материала, демонстрирующего свойства сверхпроводника при комнатной температуре. Это открывает возможности для создания левитирующего транспорта и чрезвычайно мощных компьютеров, которые не перегреваются. До сих пор сверхпроводимость возникала только при очень низких температурах. Недавно ученые уже получали материалы, демонстрирующие ее при комнатной температуре, но они работают лишь в условиях повышенного давления. В космической индустрии это также может стать началом настоящей революции, предоставив возможность разработать сверхпроводящие магниты, способные создать магнитное поле для надежного удержания внутри себя плазмы. А это сделает реальными термоядерные реакторы и двигатели.

Феномен паргелия и радужного инверсионного следа на одном фото
Феномен паргелия и радужного инверсионного следа на одном фото. Авторство: @soumyadeepmukherjeephotos

Фотографу Сумиадипу Мукерджи из Индии одновременно удалось запечатлеть радужные следы выхлопа, выходящие из задней части коммерческого самолета, и феномен паргелия. Инверсионные следы в небе, которые оставляют после себя самолеты, в основном состоят из конденсированного водяного пара от выхлопа авиационных двигателей. Радужные следы создаются отдельными каплями воды, преломляющими солнечный свет.

Интересная цифра: 600 тыс. долларов

Golden Record
Личные мастер-записи Карла Сагана и Энн Друян для дисков Golden Record, установленных на зондах Voyager (NASA), будут выставлены на аукционе Sotheby’s в рамках распродажи космических исследований. Фото: Sotheby’s/NASA

27 июля аукцион Sotheby’s выставит на торги копию мастер-лент, принадлежащих Карлу Сагану и Энн Друян. Именно она использовалась для создания Golden Record («Золотой пластинки») — аудиовизуальной капсулы времени, которая была закреплена на корпусах космических зондов Voyager 1 и Voyager 2. Эти зонды сейчас находятся дальше от Земли, чем любые другие объекты, созданные человеком. Заявки на мастер-ленты Golden Record будут приниматься до 27 июля 2023 года. Ожидается, что их стоимость составит от 400 тыс. до 600 тыс. долларов США.

В рамках программы онкологических исследований на борту МКС наземные медицинские учреждения создали три «арт-скафандра» под названиями HOPE, COURAGE і UNITY (надежда, мужество и единство). Последний, представленный на этом снимке, был создан при участии астронавтов NASA, ESA и JAXA

Рак является второй по важности причиной смерти от заболеваний на земном шаре, и весьма вероятно, что к 2030 году он выйдет по этому показателю на первое место. Миллиарды долларов, которые тратятся на изобретение чудо-пилюли против рака, к сожалению, до сих пор не принесли желаемого результата. Среди исследовательских платформ, доступных сегодня научным институтам и фармакологическим компаниям, выделяется лаборатория на МКС. Поможет ли микрогравитация в решении проблем рака?

В начале 1970-х человечество окончательно убедилось, что марсианские каналы — лишь иллюзия. Однако уже в 1977 году стало известно о новом объекте, который мог расцениваться как свидетельство того, что на Красной планете когда-то существовала развитая цивилизация. Речь идет о знаменитом «лице на Марсе», или же «марсианском сфинксе». Редакция The Universe Space Tech разрушает мифы и рассказывает, что же это такое.

Читайте в предыдущем дайджесте: Кольца Сатурна исчезают, а британский термоядерный двигатель вдвое сократит путешествие к Марсу: дайджест новостей