На российском корабле снова утечка теплоносителя, а SpaceX неожиданно отказалась использовать морские платформы для запуска: дайджест новостей

Подборка самых интересных космических новостей за неделю: на Францию упал метеороид; спутник Maxar показал последствия разрушительного землетрясения в Турции, а мы рекомендуем посмотреть пять космических фильмов с сильной романтической сюжетной линией.

«Мы — способ для космоса познать себя».

― Карл Саган, Космос

«Прогресс МС-21» потерял весь теплоноситель

11 февраля на российской грузовом космическом корабле «Прогресс МС-21» произошла разгерметизация внешнего контура системы охлаждения. В результате он полностью лишился теплоносителя. «Прогресс МС-21» был запущен 26 октября 2022 года. Он доставил на Международную космическую станцию (МКС) 2520 кг топлива и припасов. После разгрузки экипаж орбитального комплекса переместил на борт корабля различный мусор. Его планировали отстыковать от МКС 18 февраля, после чего он был бы затоплен в Тихом океане.

15 декабря 2022 года из системы охлаждения пристыкованного к МКС космического корабля «Союз МС-22» также произошла утечка теплоносителя, сделавшего его непригодным для возвращения космонавтов на Землю. После второй подряд аварии системы охлаждения «Роскосмосу» пришлось объявить о переносе запуска «Союз МС-23» на начало марта.

SpaceX отказалась от планов использования морских платформ для запуска Starship

Компания SpaceX отказалась от планов превращения двух нефтедобывающих платформ в пусковые площадки для космического корабля Starship. Тем не менее, в компании все еще считают, что в долгосрочной перспективе морские стартовые площадки обязательно найдут свое применение. В 2020 году SpaceX купила две нефтедобывающие платформы, получившие названия «Фобос» и «Деймос». Компания заявила о намерении превратить их в стартовые площадки для нового корабля Starship. В январе 2021 года «Фобос» прибыл в порт Паскагула на побережье Мексиканского залива. «Деймос» присоединился к нему в марте 2022-го. Однако, несмотря на публично озвученные планы по их переоборудованию, по свидетельству очевидцев, платформы до сих пор стояли в порту без какой-либо видимой активности.

Спутник Maxar показал последствия разрушительного землетрясения в Турции

Спутники наблюдения за Землей продолжают оценивать катастрофический ущерб Турции и Сирии, вызванный серией разрушительных землетрясений, которые произошли 6 февраля. Maxar Technologies поделилась новыми изображениями ужасных поверхностных трещин, возникших, когда три литосферных плиты — Анатолийская, Аравийская и Африканская — столкнулись в тот роковой понедельник. Землетрясение в Турции 6 февраля стало самым сильным за последние несколько десятилетий. Спасательные операции продолжаются медленно, особенно на сирийской стороне границы, где оказание помощи осложняется многолетней гражданской войной.

Раз в тысячелетие: зарегистрирован сверхредкий взрыв во Вселенной

Астрономы зарегистрировали рекордную гамма-вспышку, случающуюся один раз в тысячу лет. Событие невероятной силы получило обозначение GRB 221009A. Его послесвечение было замечено в октябре 2022 года. Энергию всплеска удалось подсчитать: она составляет 18 тераэлектронвольт, что считается самой мощной вспышкой гамма-излучения в истории. Согласно анализу, эта исключительная вспышка заметно отличается от обычных гамма-всплесков. Кривая ее блеска не соответствует теоретическим описаниям того, как она должна выглядеть, а это свидетельствует о том, что GRB 221009A является чем-то уникальным.

Исследователь гелиосферы будет запущен в 2025 году

Миссия IMAP (Interstellar Mapping and Acceleration Probe) успешно прошла этап защиты технического проекта. Это позволяет перейти к изготовлению компонентов космического аппарата, их сборке и комплексному тестированию.

Проект миссии IMAP был одобрен NASA в 2018 году. Он предполагает строительство зонда, который будет выведен на гало-орбиту вокруг точки Лагранжа L₁ системы Солнце-Земля. Его основными целями станут изучение механизма ускорения частиц солнечного ветра и их взаимодействия с веществом межзвездной среды.

Для выполнения поставленных задач IMAP будет оснащен набором из десяти научных инструментов. Часть из них предназначена для изучения высокоэнергетических нейтральных атомов, часть — для изучения заряженных частиц солнечного ветра. Также зонд будет заниматься сбором данных о магнитных полях, космической пыли и структуре солнечного ветра.

Композиция гигантской спиральной галактики с перемычкой NGC 6872
Композицитное изображение гигантской спиральной галактики с перемычкой NGC 6872 сочетает фотографии в видимом свете, полученные Очень большим телескопом Европейской Южной обсерватории, с данными в дальнем ультрафиолетовом диапазоне от спутника GALEX и инфракрасными данными, полученными космическим телескопом Spitzer (NASA). Фото: NASA

Недавно опубликованное изображение показывает далекую галактику с высокой детализацией. Оно было составлено путем сочетания снимков в видимом спектре, ультрафиолетовом и инфракрасном диапазоне. Все эти данные были получены Очень большим телескопом Европейской Южной обсерватории (VLT ESO) и двумя космическими телескопами — GALEX и Spitzer, давно прекратившими свою работу.

Интересная цифра: 14 км/с относительно Земли

Утром 13 февраля жители Англии и Франции смогли увидеть весьма эффектное небесное зрелище — яркий болид, который возник в результате сгорания в земной атмосфере метеороида, получившего обозначение 2023 CX1. Особенность этого события заключалась в том, что оно было предсказано заранее. Размер небесного тела составлял порядка одного метра, оно двигалось со скоростью 14 км/с относительно Земли. Расчеты, проведенные исследователями сразу после его открытия, показали, что всего через семь часов 2023 CX1 войдет в атмосферу нашей планеты над побережьем Нормандии.

Создатели фильмов про космос обычно делают ставку на зрелищность и действие. Но в центре любой, даже самой насыщенной визуальными эффектами истории все равно стоят люди, их чувства и эмоции. В том числе и любовь. По случаю Дня святого Валентина редакция The Universe Space Tech собрала подборку из пяти заслуживающих внимания космических фильмов, сценарии которых выстроены вокруг романтической сюжетной линии. Также в честь Международного дня женщин и девочек в науке мы хотели бы рассказать о нескольких женщинах, стоявших за кулисами космонавтики.

Читайте в предыдущем дайджесте: Российский военный спутник разрушился на орбите, а американцы готовятся к запуску ракеты, напечатанной на 3D-принтере: дайджест новостей