Китай запланировал масштабную добычу ресурсов в космосе, а МКС переходит на новый уровень скоростной связи

Подборка самых интересных космических новостей за неделю: Пекин успешно запустил с морской платформы коммерческую ракету; индийский луноход перевели в спящий режим, а мы рассказываем, почему NASA не вводила тринадцатый знак зодиака.

«Настоящий вопрос не в том, думают ли машины, а в том, думают ли люди. Тайна, окружающая думающую машину, уже окружает думающего человека».

― Б. Ф. Скиннер, Непредвиденные расходы на подкрепление. Теоретический анализ

Как китайцы будут использовать ресурсы Солнечной системы

Китайский ученый Ван Вэй представил набросок дорожной карты использования ресурсов Солнечной системы до 2100 года. Она содержит проекты добычи водяного льда на южном полюсе Луны и создания транспортных узлов в точках Лагранжа. Программа разделена на этапы, которые должны быть завершены в 2035, 2050, 2075 и 2100 годах.

Начаться все должно с добычи льда на южном полюсе Луны. Затем его разложат на водород и кислород, чтобы использовать для полетов к другим планетам. Позже в процессе их освоения будут созданы промежуточные хабы в точках Лагранжа: L₁ системы Земля-Луна, L₁ и L₂ системы Солнце-Земля и L₁ системы Солнце-Юпитер. В дальнейшем проект должен вырасти до еще больших масштабов. Он будет содержать добывающую инфраструктуру, заправочные станции и сырьевые склады. Для его реализации придется разработать ряд прорывных технологий, в том числе дешевую технологию доставки ресурсов на Землю.

Индийский луноход завершил свое путешествие

Индийская организация космических исследований (ISRO) сообщила о завершении основной научной программы лунохода «Прагьян», который был переведен в режим гибернации. Он прибыл на Луну 23 августа на борту посадочной платформы миссии «Чандраян-3». Через несколько часов после посадки он выехал на лунную поверхность. В последующие дни 26-килограммовый аппарат проехал порядка сотни метров, сделал ряд снимков, а также провел исследования химического состава реголита. В нем были найдены алюминий, железо, кальций, хром, титан, марганец, кислород и кремний, а также сера.

Приближение лунной ночи ознаменовало завершение научной программы миссии. «Прагьян» не имеет радиоизотопных обогревательных элементов и с большой вероятностью не переживет двухнедельную ночевку при температурах, опускающихся ниже -120 °C. Тем не менее, инженеры ISRO предприняли все возможные меры, чтобы увеличить шансы на выживание лунохода. Его аккумулятор был полностью заряжен, приемник радиосигналов включен, а сам аппарат ориентирован таким образом, чтобы восходящее Солнце осветило его солнечную батарею. Сработает ли этот план, станет понятно 22 сентября, когда в месте посадки вновь настанет день.

Япония запустила рентгеновскую обсерваторию и новую лунную миссию

Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) осуществило успешный пуск ракеты H-IIA. Она вывела на орбиту рентгеновский телескоп XRISM, а также попутный груз в виде аппарата SLIM (Smart Lander for Investigating Moon), который попытается совершить посадку на Луну.

Масса XRISM составляет 2,3 тонны. Его научная начинка представлена двумя инструментами, предназначенными для ведения наблюдений в мягком рентгеновском диапазоне. Одной из основных задач XRISM станет изучение горячего газа, заполняющего галактические скопления. Это позволит определить их массу, что, в свою очередь, расскажет о том, как происходили формирование и эволюция Вселенной.

В отличие от XRISM, 590-килограммовый аппарат SLIM не останется в окрестностях Земли. Он выполнит серию маневров, которые позволят ему постепенно увеличить апогей своей орбиты и направиться в межпланетное пространство. Там он будет «подхвачен» лунной гравитацией. Такая стратегия позволяет сэкономить много топлива. Ее основным минусом является длительный срок реализации. Чтобы добраться до нашего естественного спутника, японскому зонду потребуется почти четыре месяца. Основная задача SLIM заключается в тестировании технологии точной посадки на Луну.

МКС переходит на новый уровень связи на скорости 1 Гбит/с

На борту Международной космической станции (МКС) ведутся революционные исследования, открывающие новые горизонты для межпланетных путешествий и обеспечивающиечеловечеству возможность жить и работать в космосе. Одним из сенсационных достижений стало впервые установленное широкополосное интернет-соединение со скоростью 600 Мбит/с — это в 10 раз превышает среднюю мировую скорость интернета. Уже существующая на станции система имеет демонстрационный ретранслятор лазерной связи (LCRD) и вскоре подвергнется модернизации, включающей в себя интегрированный терминал модема и усилитель для низкоорбитального пользователя LCRD (ILLUMA-T). После завершения модернизации она станет первой двусторонней лазерной ретрансляционной системой, которая обеспечит МКС гигабитным интернет-соединением

Подобные системы используют инфракрасное излучение, что позволяет передавать данные с невероятной скоростью. Способ предоставляет много преимуществ лазерным ретрансляторам для миссий на низких околоземных орбитах. Это также позволит миссиям за пределами низких орбит отправлять на Землю больше изображений и видео за один сеанс. Благодаря своей легкости и эффективности лазерные системы потребляют меньше энергии по сравнению с радиосвязью.

Китайская компания запустила ракету с морской платформы

Китайская компания Galactic Energy успешно осуществила первый морской старт своей ракеты Ceres-1 с плавучей платформы вблизи острова Хайнань. Она успешно вывела на орбиту высотой 800 км четыре спутника сети «Тяньцы». Это был первый старт данного носителя, при котором полезную нагрузку вывели на орбиту выше 500 км. «Тяньцы» представляет собой интернет вещей — сеть, в которой устройства могут обмениваться данными автоматически. Это очередной успех китайского частного космоса.

Ceres-1 является твердотопливной ракетой со взлетной массой 33 тонны. Ее длина составляет около 20 м, а диаметр — 1,4 м. Она способна выводить грузы массой до 400 кг на низкую околоземную орбиту или 300 кг на солнечно-синхронную орбиту высотой 500 км.

Купол Чрезвычайно Большого телескопа на фоне Солнца. Источник: E. Garcés/ESO. Ack.: N. Dubost

Снимок демонстрирует восход Солнца позади возводимого на вершине горы Серро Армазонес Чрезвычайно Большого телескопа (ELT) Европейской Южной обсерватории. Мы можем увидеть строительные краны и каркас купола обсерватории на фоне солнечного диска.

После завершения строительства высота купола ELT составит 80 м, а массы — 6100 тонн. Он сможет поворачиваться на 360° при помощи рельсовых тележек. Внутри купола будет размещено 39-метровое главное зеркало ELT, состоящее из 798 индивидуальных шестиугольных сегментов общей площадью 978 м² и массой 132 тонны. Оно должно управляться в режиме реального времени системой высокоточных датчиков, обеспечивающих постоянную оптическую юстировку. Благодаря этому обсерватория сможет собирать в 100 млн раз больше света, чем человеческий глаз, и в 13 раз больше, чем крупнейшие действующие оптические телескопы.

Интересная цифра: 5500 подтвержденных экзопланет

Источник: NASA/JPL-Caltech

NASA сообщила о преодолении знаменательной вехи. Количество подтвержденных экзопланет, информация о которых содержится в базе данных организации, превысило отметку 5500.

Первая экзопланета у «нормальной» звезды была найдена в 1995 году. Ею стал горячий юпитер 51 b Пегаса, расположенный на расстоянии 50 световых лет от Солнечной системы. Вначале количество обнаруженных экзопланет росло не очень быстрыми темпами. Все изменилось после запуска специализированных космических аппаратов, предназначенных для охоты за планетоподобными телами. Наиболее успешным из них стал телескоп Kepler. Ему удалось подтвердить существование свыше 2700 экзопланет. Запущенный ему на смену космический телескоп TESS пока нашел 320 объектов. Отметка в 5500 подтвержденных экзопланет была преодолена 31 августа, когда NASA сообщила об открытии новых шести внесолнечных миров.

В сентябре нынешнего года мы отмечаем 46-ю годовщину со дня запуска зонда Voyager 1. Он вошел в историю как первый и самый быстрый космический аппарат, вышедший в межзвездное пространство, а также как наиболее далекий от Земли объект, сделанный руками человека. На тот случай, если в далеком будущем он будет найден представителями какой-либо инопланетной цивилизации, на его борту находится послание. Но мало кто знает, что в это послание попал и известный уроженец Украины.

По украинским новостным агентствам и социальным сетям несется сенсационная новость: NASA ввела тринадцатое зодиакальное созвездие — Змееносец. В связи с этим у большинства людей изменился знак. Объясняем, что не так с этой новостью и почему NASA не вводила тринадцатый знак зодиака.

Читайте в предыдущем дайджесте: Индия готова запустить новую исследовательскую миссию, а астрономам удалось заснять космическую бомбардировку Юпитера: дайджест новостей