Украинцы платят за Starlink больше, чем вся Европа, а в ГУР рассказали о достижениях «народного спутника» за год: дайджест новостей

Подборка самых интересных космических новостей за неделю: японцы создали луноход, похожий на робота из фильмов «Звездные войны»; NASA начала прием заявок на утилизацию МКС, а мы рассказываем, как на Землю доставить посылку из космоса.

«Мы застряли в технологиях, тогда как на самом деле нам нужны вещи, которые работают».

― Дуглас Адамс, «Лосось сомнения»

Вдохновленные игрушками: Японское космическое агентство высадит на Луну самый странный луноход

На прошлой неделе состоялся запуск зонда Японского агентства исследований космоса JAXA под названием Smart Lander for Investigating Moon (SLIM). Он имеет на своем борту странного робота Lunar Excursion Vehicle 2 (LEV-2), напоминающего по форме теннисный мячик, хотя некоторые видят в нем персонажа популярных фильмов «Звездные войны» BB-8.

LEV-2 будет опущен с высоты 2 м на поверхность Луны и отправится ее исследовать. Этот лунный ровер имеет впечатляющую особенность. Его две половины могут двигаться независимо друг от друга, позволяя ему продвигаться через реголит. Это фантастическая идея заимствована из концепций детских игрушек, и она уже осуществляется в космосе. Однако стоит отметить, что эта миссия — не научный эксперимент, а скорее техническая демонстрация. Батареи LEV-2 рассчитаны всего лишь на два часа работы. Однако особенности его дизайна и формы могут иметь важные последствия для будущих марсоходов.

В ГУР подвели итоги первого года применения спутника ICEYE

Главное управление разведки Министерства обороны Украины подвело итоги первого года применения спутника ICEYE. В ведомстве отметили его огромную роль в определении целей для специальных операций и обнародовали два изображения, полученные с помощью этого аппарата. Разведчики поблагодарили всех людей, которые год назад пожертвовали свои деньги для того, чтобы наше государство имело надежные «глаза» в небе. В сообщении также упоминается недавняя атака на оккупированный Севастополь. Тогда в результате проведения спецоперации были уничтожены десантный корабль «Минск» и подводная лодка «Ростов-на-Дону». Оказалось, что эта операция также была бы невозможной без аппарата ICEYE.

«Это нереально осознать»: астронавты Artemis II в восторге от тренировочной миссии в скафандрах

Астронавты NASA, которые будут участвовать в будущей миссии Artemis II, активно готовятся к выполнению важного облета Луны. Цель этой миссии, запланированной на ноябрь следующего года — подтверждение безопасности и надежности космического корабля Orion для пилотируемых полетов. 20 сентября предстартовый тренировочный запуск стал ключевым шагом в подготовке астронавтов к будущим задачам. Утром они впервые надели тестовые скафандры системы жизнеобеспечения. После того, как они были правильно надеты, экипаж отправился на стартовую площадку 39B, где состоится пуск ракеты Space Launch System (SLS).

Перевозка астронавтов на стартовую площадку осуществлялась с помощью новых транспортных средств NASA. Кристина Коук и Джереми Хансен ехали в одном автомобиле, а Рид Вайзман и Виктор Гловер — в другом. После достижения площадки они поднялись на башню к белой комнате внутри рукава доступа для экипажа. Эта комната — важный шаг перед запуском, поскольку именно здесь астронавты готовятся ко входу в космический корабль Orion, который их доставит на Луну.

«Когда мы вышли из кабины экипажа, у меня перед глазами возникли картины всех тех запусков Apollo и Space Shuttle, которые я видел в детстве, и это было нереально. Мне пришлось остановиться и просто остаться в этом моменте, чтобы все это осознать», — поделился своими впечатлениями Виктор Гловер.

Украинцы платят за Starlink больше остальной Европы

По словам председателя подкомитета Верховной Рады по кибербезопасности Александра Федиенко, в Украине сейчас работает до 150 тыс. терминалов спутниковой связи Starlink. В целом украинцы платят за них ежемесячно около 10 млн долларов, что больше, чем все остальные европейцы.

Пользуясь открытыми источниками, депутат подсчитал, что сейчас в Украине применяется 140–150 тыс терминалов. Эту же цифру ему подтвердили в центре поддержки клиентов Starlink. Из них примерно 45 тыс. нашей стране передали партнеры в качестве технической помощи и более 100 тыс. приобрели за собственные средства сами граждане. При этом остальная Европа за это же время приобрела примерно 80 тыс. терминалов. Большая их часть приходится на Великобританию, Францию и другие крупные страны. То есть в одной только Украине сейчас больше этих устройств, чем на остальной территории континента.

NASA начала прием заявок на утилизацию МКС

NASA начала прием предложений от американской промышленности на создание космического корабля USDV (U.S. Deorbit Vehicle), который будет задействован для свода с орбиты Международной космической станции (МКС).

После начала широкомасштабной российской агрессии против Украины судьба МКС превратилась из сугубо научного вопроса в политический. В первые месяцы вторжения россия активно пыталась использовать станцию для шантажа, угрожая после 2024 года уйти с нее и то ли отстыковать, то ли законсервировать свой сегмент. Однако блеф не сработал. Довольно быстро стало понятно, что если россия реализует свои угрозы, она фактически похоронит свою пилотируемую космонавтику. Без МКС и «Союзам», и «Прогрессам» будет банально некуда летать. С учетом нынешнего состояния российской космической индустрии страна не в состоянии создать новую станцию в какие-то обозримые сроки. Поэтому через некоторое время она объявила о том, что останется на МКС как минимум до 2028 года. В свою очередь, NASA, ESA и JAXA намереваются продолжить эксплуатацию орбитального комплекса до конца 2030-го.

Однако, хотя на данный момент МКС ничего не угрожает, сложившаяся ситуация привела к тому, что NASA решила подстраховаться и разработать план по своду станции с орбиты, когда будет принято решение ее затопить. Первым шагом в этом направлении стал проект бюджета NASA на 2024 год, в которой были впервые заложены затраты на строительство соответствующего аппарата. Авторы документа предлагают выделить 180 млн долларов на начало работ по его созданию. Теперь же NASA официально начала прием заявок на разработку орбитального тягача.

Компания SpaceX опубликовала уникальные кадры, сделанные во время вывода на орбиту новой партии спутников Starlink. Видео демонстрирует специальное покрытие аппаратов, предназначенное для уменьшения светового загрязнения неба.

Интересная цифра: 17 млн лет

Звездная система HIP 81208. Источник: ESO/A. Chomez et al.

Европейские астрономы объявили об открытии экзопланеты, входящей в состав весьма необычной тройной системы HIP 81208. Эта система состоит из голубого гиганта, а также красного и коричневого карликов. Она расположена на расстоянии 485 световых лет.

Это очень молодая звездная система. Ее возраст оценивается всего в 17 млн лет, она входит в состав одной из подгрупп звездной ассоциации Скорпиона-Центавра. Орбита коричневого карлика проходит на расстоянии 54 а.е. от центрального светила, его масса превосходит массу Юпитера в 67 раз. Орбита красного карлика проходит еще дальше, на расстоянии 234 а.е. от центра системы.

Вхождение капсулы с образцами в земную атмосферу

24 сентября американский аппарат OSIRIS-REx сбросит в земную атмосферу капсулу, внутри которой находятся образцы вещества астероида Бенну. Если все пройдет по плану, капсула с драгоценным грузом совершит посадку на полигоне в штате Юта. В статье Посылка из космоса: как доставить на Землю образцы небесных тел мы расскажем о том, как часто ученым доводится исследовать космическое вещество и какие тайны Вселенной оно хранит.

Читайте в предыдущем дайджесте: ESA случайно взломало камеру Solar Orbiter, а на Луне может не быть запасов водяного льда: дайджест новостей