«Роскосмос» вербует сотрудников для войны в Украине, а добровольцы NASA проведут год в изоляции для подготовки к полету на Марс: дайджест новостей

Подборка самых интересных космических новостей за неделю: SpaceX изменит технологию разделения ступеней на Starship; Virgin Galactic начала ежемесячные полеты для космических туристов, а мы рассказываем об украинском ученом, авторе «трассы Кондратюка», по которой летали корабли Apollo.

«Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов».

― Исаак Ньютон, из письма Роберту Гуку

«Роскосмос» формирует батальон для войны в Украине

Издание Financial Times сообщает, что корпорация «Роскосмос» формирует собственный батальон для войны в Украине. Он называется «Уран». По сообщениям, тем, кто туда вступает, сразу предлагается 100 тыс. рублей (1200 долларов) и еще 270 тыс. рублей за каждый месяц пребывания на фронте. Это значительно больше, чем получают рабочие на предприятиях «Роскосмоса». Однако россиян завлекают в это вооруженное формирование не только размером вознаграждения.

Руководство космического агентства страны-агрессора вложило огромные средства в глянцевые плакаты и агитационные ролики. С учетом того, что на предприятиях «Роскосмоса» работает около 170 тыс. человек, шанс набрать достаточное количество добровольцев у руководства корпорации есть. Тем самым они пытаются улучшить положение российской армии, дела которой в последние 16 месяцев идут не очень хорошо.

Год в стрессе и изоляции: добровольцы NASA готовятся к выживанию на Марсе

Четыре добровольца 25 июня вошли в имитированную среду обитания на Марсе под названием CHAPEA. Там они проведут следующие 378 дней в рамках подготовки к первой миссии экипажа на Красную планету. Специально спроектированная закрытая среда обитания в Космическом центре имени Джонсона NASA в Хьюстоне (штат Техас) примет Алису Шеннон, Росса Броквелла, Келли Гастон и Натана Джонса.

Жители комплекса столкнутся со многими вызовами, которые могут ожидать реальный экипаж на Марсе. Среди неприятностей — полная изоляция, ограниченность ресурсов, случайные поломки оборудования и другие непредсказуемые ситуации. Чтобы сделать этот опыт максимально реалистичным, миссия также будет использовать задержки связи, испытываемые реальными экипажами из-за огромного расстояния между Землей и Марсом.

Virgin Galactic начинает ежемесячные полеты для космических туристов: видео

Компания Virgin Galactic 29 июня организовала первое коммерческое путешествие к границе с космосом на борту ракетоплана VSS Unity SpaceShipTwo после почти двух десятилетий взлетов и падений. В полете под названием Galactic 01 трое итальянцев совершили суборбитальную исследовательскую миссию, ознаменовав начало регулярных коммерческих рейсов компании с космодрома Spaceport America в штате Нью-Мексико.

В выдающемся полете приняли участие трое итальянских граждан: полковник Вальтер Вилладей, подполковник Анджело Ландольфи, являющися офицерами Военно-воздушных сил Италии, и инженер Панталеоне Карлуччи из Национального исследовательского совета Италии. Стоимость путешествия на VSS Unity составляет 450 тыс. долларов. Однако итальянцы смогли полететь по соглашению, заключенному в 2019 году, когда цена была ниже, и по льготным условиям от итальянского правительства.

SpaceX опробует горячее разделение ступеней на Starship

SpaceX изменит технологию разделения ступеней на Starship. Об этом глава компании Илон Маск заявил в онлайн-интервью Bloomberg. На данный момент используется следующая система разделения. Вначале происходит отключение двигателей первой ступени, через несколько секунд она отделяется, еще через несколько секунд после этого происходит зажигание второй ступени. Такая схема считается наиболее надежной, ибо исключает риски столкновения или того, что двигатели второй ступени повредят первую. В то же же время у нее есть и минус в виде потери тяги, что уменьшает грузоподъемность носителя.

В случае со Starship Илон Маск принял решение отказаться от этой схемы в пользу т.н. горячего разделения ступеней. Это значит, что двигатели космического корабля будут зажигаться еще до отделения Super Heavy, во время работы ее двигателей. По оценке Маска, это позволит увеличить грузоподъемность не менее чем на 10%.

Неудачное испытание поставило под сомнение будущее ракеты Vega-C

Огневое испытание обновленного твердотопливного двигателя ракеты Vega-C завершилось неудачей. Из-за этого носитель вряд ли вернется к полетам раньше 2024 года. Его дебютный пуск состоялся в июле 2022 года и завершился успехом. К сожалению, во время второго полета ракеты, в декабре 2022 года, произошла авария. Она стала ударом для ESA, еще больше осложнив ситуацию с возможностью Европы самостоятельно выводить грузы в космос.

Весной 2023 года ESA опубликовало результаты расследования аварии. Комиссия пришла к выводу, что ее причиной стало разрушение компонента сопла двигателя Zefiro 40 на второй ступени ракеты. Отчет вызвал небольшой скандал. Дело в том, что сопло двигателя было изготовлено из материала, поставленного украинским предприятием. Украина не согласилась с выводами комиссии, но, несмотря на это, ESA приняло решение заменить поставщика. 28 июня компания Avio (основной подрядчик проекта) провела огневое испытание обновленного двигателя. 97-секундный тест завершился неудачей. Согласно заявлению Avio, на 40-й секунде прожига была выявлена аномалия, которая привела к потере давления в двигателе.

Миссия MAVEN (Mars Atmosphere and Volatile EvolutioN) получила ошеломляющие виды Марса на двух ультрафиолетовых снимках, сделанных в разных точках вдоль орбиты планеты. Источник: NASA/LASP/CU

На новых ультрафиолетовых снимках, которыми поделилась NASA, Марс совсем не похож на себя, и это невероятно красиво. Вместо привычной для нас запыленной Красной планеты эти два ультрафиолетовых снимка, сделанные космическим аппаратом MAVEN в июле 2022-го и январе 2023 года, демонстрируют четвертую планету от Солнца в пурпурных, ярко-зеленых, бледно-красных, винных и пятнистых морских оттенках. Чтобы воссоздать ее в ультрафиолетовом спектре, NASA использовала специальную обработку изображений для искусственного раскрашивания планеты. Ученые соотнесли эти цвета с определенными длинами волн ультрафиолетового диапазона, чтобы изучить уникальные особенности Марса, и результаты получились просто поразительными.

Интересная цифра: 98% воды на МКС регенерируют из мочи

Астронавты на МКС смогли превратить в воду 98% мочи, накапливаемой на борту. Для этого они использовали новый усовершенствованный процессор мочи (UPA), который присоединили к бортовой Системе экологического контроля и жизнеобеспечения (ECLSS). Эта система использовалась на МКС и раньше. Однако ее эффективность составляла от 93 до 94%, то есть на каждом цикле переработки безвозвратно терялось 6–7 литров воды. Сначала UPA не удавалось превратить 98% мочи в воду. Часть ее он превращал в рассол. Тогда к нему добавили блок под названием BPA, который работал только с этим продуктом, благодаря чему удалось достичь желаемого результата.

115 лет назад на Землю упал Тунгусский метеорит. К годовщине этого события редакция The Universe Space Tech составила подборку из пяти самых зрелищных фильмов-катастроф, посвященных космической угрозе.

23 июня исполнилось 126 лет со дня рождения Юрия Кондратюка. Он является автором так называемой «трассы Кондратюка», по которой путешествовали космические корабли Apollo. Мы подготовили 10 фактов об ученом, имя которого надолго было забыто, но именно его теоретическая и экспериментальная деятельность помогли человечеству ступить на Луну.

Также рассказываем об одной из самых противоречивых фигур в истории мировой космонавтики — Вернере фон Брауне, бывшем нацистском ученом, впоследствии работавшем над программой Apollo. С одной стороны, благодаря ему человечество осуществило одно из своих самых грандиозных достижений и высадилось на Луне. С другой — он активно участвовал в разработке многих видов оружия, в том числе печально известной ракеты «Фау-2», убившей тысячи человек. Кто же такой Вернер фон Браун: герой или военный преступник?

Читайте в предыдущем дайджесте: Ось Земли сместилась из-за выкачивания подземных вод, а Италии угрожает взрыв супервулкана: дайджест новостей.