Полярное сияние на Солнце и будущее Starship: дайджест новостей

Подборка самых интересных космических новостей за неделю: на борту врезавшейся в Луну китайской ракеты содержался таинственный груз; телескоп James Webb сфотографировал центр Млечного Пути, а мы рассказываем о том, как создавалась МКС.

На Солнце обнаружили полярное сияние

Ученые впервые обнаружили испущенное нашим Солнцем радиоизлучение, аналогичное земным полярным сияниям. Его источник располагался на расстоянии примерно 40 тыс. км от солнечного пятна, представляющего собой область в фотосфере с более низкой температурой. Из-за этого оно кажется более темным, чем окружающая поверхность.

Полярное сияние над солнечным пятном в представлении художника. Источник: Sijie Yu

Стоит отметить, что в прошлом астрономы уже регистрировали радиосигналы от других звезд, похожие на полярное сияние. Но на Солнц такое наблюдалось впервые.

Плутоний для NASA

Министерство энергетики США передало полукилограммовую партию недавно изготовленного плутония-238 в Лос-Аламосскую национальную лабораторию. Это важный шаг на пути к обеспечению энергией дальних космических миссий NASA.

Плутоний-238. Источник: Department of Energy

Плутоний-238 используется в радиоизотопных термоэлектрогенераторах, которые обеспечивают энергий такие знаковые миссии, как Voyager, New Horizons и Perseverance. Проблема заключается в том, что сейчас NASA располагает весьма ограниченными запасами этого изотопа. Его производство было остановлено еще в 1988 году и возобновилось лишь несколько лет назад. При этом долгое время речь шла буквально о символических количествах. Именно поэтому новая партия является важным шагом на пути к достижению цели производить не менее 1,5 кг плутония-238 в год. Ее планируют достичь к 2026 году.

Северная Корея заметает следы

Астрономы из Университета Ёнсе опубликовали видеозапись, демонстрирующую взрыв первой ступени северокорейской ракеты «Чолима-1». По мнению  экспертов, это могло быть намеренным действием со стороны КНДР.

Уничтожение ступени должно было скрыть использование в ней иностранных компонентов, в особенности российских. До этого Южная Корея уже обвиняла россию в оказании КНДР помощи в осуществлении запуска ракеты. В обмен на это страна-агрессор получила северокорейские снаряды, которые сейчас активно используются ее армией против защитников Украины.

Таинственный груз на китайской ракете

Аэрокосмические инженеры Университета Аризоны опубликовали статью-расследование относительно природы загадочного объекта, который врезался в Луну 4 марта 2022 года. Они подтвердили, что это был ускоритель китайской ракеты, блуждавший в космосе с 2014-го.

Пара кратеров, образовавшаяся на Луне в результате падения китайской ступени. Источник: The Planetary Science Journal (2023). DOI: 10.3847/PSJ/acffb8

Однако, раскрыв одну загадку, исследователи обнаружили новую. Дело в том, что WE0913A оставил на поверхности Луны необычный двойной кратер, как будто он представлял собой не один, а два отдельных объекта. Инженеры сделали вывод, что к ускорителю все эти годы был прикреплен какой-то неизвестный груз для выравнивания центра тяжести. Он же был ответственен за образование второго кратера. Но что это было — пока остается неизвестным.

Сроки следующего полета Starship

Одной из основных новостей минувшей недели стал второй полет сверхтяжелого корабля Starship. Несмотря на то, что ему вновь не удалось достичь орбиты, большинство экспертов довольно позитивно оценили результаты испытания и прогресс, достигнутый компанией SpaceX.

Запуск Starship. Источник: SpaceX

В связи с этим возникает логичный вопрос: когда мы сможем увидеть третий полет Starship? По словам основателя компании Илона Маска, все необходимое для него оборудование может быть готово через 3–4 недели. Но в реальности этот полет вряд ли состоится раньше следующего года. Дело в том, что вначале SpaceX должна провести расследование причин аварии, случившейся во время второго запуска, а затем получить разрешение на новое испытание у Федерального управления гражданской авиации США. Это явно займет какое-то время.

Успешный прожиг Ariane 6

Специалисты ESA и компании Arianespace осуществили прожиг первой ступени новой ракеты Ariane 6. Он состоялся 23 ноября на территории космодрома Куру во Французской Гвиане.

Прожиг ракеты Ariane 6. Источник: ESA

В общей сложности двигатель первой ступени Ariane 6 проработал семь минут. За это время он сжег 150 тонн жидкого кислорода и водорода. Несмотря на то, что полные результаты испытаний будут опубликованы не ранее 30 ноября, уже сейчас специалисты говорят о них как об успешных. Они стали важным шагом на пути ввода нового носителя в эксплуатацию.

Фото недели: «звездный роддом» в центре Млечного Пути

Специалисты, работающие с космическим телескопом James Webb (JWST), использовали его, чтобы запечатлеть центр Млечного Пути. На опубликованном изображении можно увидеть Стрелец С — регион активного звездообразования, находящийся примерно в 300 световых годах от сверхмассивной черной дыры Стрелец А*. Среди примерно полумиллиона светил, которые попали на снимок JWST, выделяется скопление протозвезд. Они еще только формируются и набирают массу, создавая светящиеся потоки, похожие на костер посреди темного облака.

Звездное скопление Стрелец С в центре Млечного Пути. Источник: NASA, ESA, CSA, STScI, and S. Crowe (University of Virginia)

Интересная цифра: 2,07 градусов

2,07°C — именно на столько глобальная температура на Земле превысила средние доиндустриальные значения, наблюдавшиеся в период с 1850 по 1900 год, т.е. до начала широкого использования ископаемого топлива. Этот не в лучшем смысле слова рекордный показатель был зафиксирован 17 ноября 2023 года. Предварительные данные за 18 ноября также указывают на то, что средняя температура была на 2,06°C выше доиндустриального уровня.

Суточная аномалия глобальной приземной температуры воздуха за 1940-2023 годы по отношению к среднему значению за 1991-2020 годы. Источник: C3S/ECMWF

Более того, глобальная приземная температура воздуха 17 ноября была на 1,17 °C выше среднего значения для периода с 1991 по 2020 год. Таким образом, ноябрь 2023 года, вероятно, станет самым жарким месяцем за всю историю наблюдений.

20 ноября исполнилось ровно четверть века со дня начала строительства Международной космической станции. В связи с этим мы опубликовали лонгрид, посвященный весьма непростой истории этого проекта, а также будущему орбитального форпоста человечества.

Другая в прямом смысле слова «горячая» тема минувших дней — вулканы. За последнее время многие вулканы на нашей планете заметно активизировались. В связи с этим редакция The Universe Space Tech подготовила подборку из десяти самых смертоносных и разрушительных извержений, произошедших за минувшие двести лет. Она наглядно демонстрирует, сколь опасны могут быть подобные события, и напоминает, что к вулканической угрозе всегда стоит относиться с предельной серьезностью.

Как мы уже сказали, ноябрь 2023 года имеет все шансы стать самым горячим в истории. Поэтому вам может быть интересен наш материал, посвященный глобальному потеплению и тому, как оно способно повлиять на всех нас.