Космические сенсации: самые выдающиеся события 2022 года

2022 год запомнится, как самая печальная страница в истории Украины из-за военной агрессии россии против нашей страны. Вместе с тем, пока ВСУ освобождают нашу землю от оккупанов, в космосе развивались выдающиеся события, которые также войдут в историю. Уходящий год был насыщен сенсационными открытиями, удивительными исследованиями и успешными миссиями. Universe Space Tech подготовил сборник сенсационных моментов 2022 года в космосе.

Первые снимки James Webb

Космический телескоп James Webb
Космический телескоп James Webb. Изображение: NASA

Безусловно, самым главным событием 2022 года стало начало работы космического телескопа James Webb, который добирался до своей точки Лагранжа L2 несколько месяцев. За время своего полета телескоп постепенно разворачивал сложенную конструкцию, а после прибытия — калибровал приборы и охлаждался до сверхнизких температур. 12 июля человечество увидело первые впечатляющие снимки, сфотографированные телескопом, качество и четкость которых даже превысили ожидания инженеров. Астрономы ожидают, что James Webb начнет золотой век в нашем понимании космоса, демонстрируя подробные фотографии объектов в миллиардах световых лет от нас.

Старт мощнейшей ракеты NASA SLS

Старт ракеты Space Launch System 16 ноября 2022 года
Старт ракеты Space Launch System 16 ноября 2022 года. Фото: NASA

Space Launch System, или SLS, — это впечатляющая ракета весом 2600 тонн и высотой со Статую Свободы. В этом году она наконец-то отправилась в свое первое путешествие в космос, дав «зеленый свет» человечеству на возвращение на Луну. Первоначально NASA считала, что первый полет без экипажа может состояться уже в мае. Но в течение лета и осени миссию продолжали откладывать из-за механических проблем, утечек жидкого топлива и погодных условий.

Пролет космического корабля Orion мимо Луны перед возвращением на Землю
Пролет космического корабля Orion мимо Луны перед возвращением на Землю. Фото: NASA

Наконец, 16 ноября мегаракета поднялась в космос, отправив космический корабль Orion в долгое путешествие вокруг Луны и обратно на Землю. Эта миссия под названием Artemis I является испытательным полетом и началом возвращения NASA в исследование глубокого космоса под руководством астронавтов. Главная цель кампании — отправить людей на Луну и, возможно, даже на Марс.

«Выстрел» по астероиду

Миссия Double Asteroid Redirection Test (DART)

В этом году NASA испытала «космическое оружие», направленное на спасение человечества. Целью миссии DART было проверить возможность изменения траектории астероида, чтобы обезопасить Землю от столкновения. Попытка оказалась удачной. 26 сентября космический корабль DART врезался в Диморф — астероид размером с футбольный стадион, находившийся примерно в 10 млн км от нашей планеты. Через пару недель астрономы использовали наземные телескопы, чтобы изучить изменение его орбиты. Облет астероида по орбите вокруг 65803 Дидим сократился на 32 минуты, что превысило расчеты на 10 минут.

Цель миссии DART
Цель миссии DART — изменение орбиты астероида Диморф

Тщательно организованное столкновение стоимостью 330 млн долларов транслировалось в прямом эфире из оперативного центра миссии в Лаборатории прикладной физики Джона Хопкинса в Мэриленде. Космический корабль весом около 500 кг не имел на борту взрывчатки. Его «оружием» было его собственное тело и чистая кинетическая энергия. Столкновение произошло на скорости 20 тыс. км/ч.

На данный момент астрономам неизвестны астероиды, которые столкнулись бы с нашей планетой. Однако ученые внимательно следят за 30 тысячами крупных объектов в нашей Солнечной системе. По их оценкам, существуют еще около 15 тыс. астероидов размером более 140 м, ожидающих своего открытия.

Первое фото черной дыры в центре Млечного Пути

Стрелец А*
Первый в истории снимок Стрельца А* — черной дыры, расположенной в центре Млечного Пути. Источник: EHT Collaboration

В центре Млечного Пути находится гигантская черная дыра, и астрономы впервые смогли ее рассмотреть. Благодаря мощности восьми связанных радиотарелок со всего мира телескоп Event Horizon сделал снимок тени сверхмассивной черной дыры, известной как Стрелец A*. Сотни ученых из 80 учреждений по всему миру работали вместе, чтобы собрать, обработать и объединить фрагменты данных для создания общей картины.

Еще три года назад любое изображение черной дыры было лишь интерпретацией художника или компьютерной моделью. Теперь у ученых есть настоящий снимок реального объекта, размером 43 млн км. Снимок получился размытым. Поэтому благодаря финансовой поддержке Национального научного фонда и других групп ученые планируют усовершенствовать свою технологию, чтобы сделать изображение черной дыры более четким.

Самая большая комета в истории

Слева направо: сделанный Hubble снимок кометы C/2014 UN271, компьютерная модель комы кометы C/2014 UN271, симулированное изображение ядра кометы C/2014 UN271. Источник: NASA, ESA, Man-To Hui (Macau University of Science and Technology), David Jewitt (UCLA); Image processing: Alyssa Pagan (STScI)

Космический телескоп Hubble доказал, что недавно открытая комета C/2014 UN271 (Бернардинелли — Бернштейна) имеет ядро размером 135 км при массе 500 трлн тонн, что делает ее самой большой хвостатой гостьей, когда-либо наблюдавшейся. Предыдущей рекордсменкой была комета C/2002 VQ94, диаметр которой оценивался в 100 км. Исследователи говорят, что размер C/2014 UN271 значительный, поскольку он дает подсказку о других кометах, вращающихся на дальних окрестностях нашей Солнечной системы.

Бернардинелли — Бернштейна сразу привлекла внимание научного сообщества. Во-первых, она прибыла из облака Оорта. Расчеты показали, что предыдущий афелий объекта пролегал на расстоянии 39,4 тыс. а. е. от Солнца. Следующий визит C/2014 UN271 во внутреннюю часть Солнечной системы состоится через 4,5 млн лет.

Китай завершил строительство космической станции «Тяньгун»

Орбитальная станция «Тяньгун» в представлении художника. Источник: CNSA

В октябре Китай завершил строительство собственной космической станции «Тяньгун». Это лаборатория, где ученые будут проводить исследования в условиях микрогравитации, подобно астронавтам на Международной космической станции. «Тяньгун» в переводе дословно означает «небесный дворец».

Но вместе с исключительным достижением Китая в космосе пришла критика. В ноябре этого года после пуска ракеты «Чанчжэн-5B» отработанный ускоритель упал на землю. Причем это уже четвертый случай — другие обломки падали в воды Тихого океана на территории других стран, прежде всего Филиппин.

Океан на Мимасе

Мимас и Звезда смерти. Источник: Screenrant

Спутник Сатурна Мимас известен в Солнечной системе за свое поразительное сходство со Звездой Смерти из Звездных войн. Но в 2022 году этот спутник стал сенсацией — на нем может существовать океан, где потенциально возможна жизнь. Новое исследование, опубликованное в планетарном научном журнале Icarus, описывает, как ученые неожиданно обнаружили признаки жидкого океана под ледяной оболочкой Мимаса.

Ранее мы сообщали о потрясающих экзопланетах, открытых в 2022 году.