Prada оденет астронавтов, а комета Нишимуры потеряла хвост: дайджест самых интересных космических новостей за неделю

Подборка самых интересных космических новостей за минувшую неделю: китайские космонавты развели огонь на орбитальной станции, в США выписан первый штраф за космический мусор, а мы рассказываем о том, как заработать на спутниках.

Prada поможет разрабатывать лунные скафандры

Компания Axiom Space и модный дом Prada объявили о начале сотрудничества в области разработки космического скафандра для программы Artemis. Астронавты должны начать использовать их с третьей миссии.

Лунные скафандры. Источник: Axiom Space

Хоть Prada в первую очередь и ассоциируется с высокой модой, у нее имеется довольно богатый опыт по созданию технологически продвинутых вещей и работы с композитными материалами. Именно поэтому Axiom Space и обратилась к ней за помощью. Ожидается, что модельеры смогут разработать дизайн скафандра, который защитит астронавта миссий Artemis от всех негативных факторов внешней среды, включая лунную пыль, не ограничивая при этом подвижности. Кроме того, сам костюм должен получиться очень легким.

Игры с огнем на китайской орбитальной станции

Два тайконавта на борту китайской космической станции «Тяньгун» осуществили эксперимент, кажущийся на первый взгляд абсолютно бессмысленным. Они зажгли свечу спичкой во время прямого эфира.

На нашей планете зажигание спички является простой задачей, но в невесомости эта процедура гораздо сложнее и несет в себе серьезные риски. Цель опасного эксперимента заключалась в том, чтобы помочь исследователям лучше понять, как ведет себя огонь в условиях микрогравитации. На Земле при зажигании свечи горячий воздух поднимается, создавая характерную форму пламени. Однако в космосе этот процесс происходит иначе: пламя рассеивается во все стороны, образуя своеобразную сферу, что и было продемонстрировано в ходе опыта.

Комета Нишимуры потеряла хвост

Недавно пережившая сближение с Солнцем комета Нишимуры (C/2023 P1 Nishimura) столкнулась с корональным выбросом массы. Как показали снимки, сделанные космическим аппаратом STEREO-A, это событие привело к отрыву ее хвоста.

Видео, снятое аппаратом STEREO-A. Хвост кометы Нишимуры исчезает после того, как по ней ударила массивная волна плазмы, выпущенной Солнцем. Источник: NASA/NRL

По словам астрофизика Карла Баттамса, этот эффект является временным и абсолютно безопасным для самой кометы. После отсоединения хвост начнет быстро «отрастать».

Крупнейший в мире радиотелескоп поискал инопланетян у звезды Барнарда

Китайские астрономы использовали 500-метровый радиотелескоп FAST для сканирования звезды Барнарда, расположенной на расстоянии всего шести световых лет от Солнца. Во время исследования ученые акцентировали свое внимание на узкополосном излучении, которое можно было бы обнаружить, если бы инопланетная цивилизация направляла радиосигналы к нам.

Поверхность экзопланеты системы звезды Барнарда в представлении художника. Источник: ESO/M. Kornmesser

К сожалению, сканирование не принесло никаких доказательств существования инопланетной цивилизации в этой системе. Однако оно стало серьезной проверкой возможностей FAST. Будущие исследования, направленные на соседние звезды с подтвержденными планетами в пригодных для жизни зонах, могут иметь больше шансов на успех и принести нам важные открытия в области поисков разумной жизни в космосе.

NASA показала момент сбросы капсулы OSIRIS-REx

NASA опубликовала видеозапись, сделанную навигационной камерой зонда OSIRIS-REx. Она демонстрирует момент отделения капсулы с образцами вещества астероида Бенну (101955 Bennu). Это событие произошло, когда космический аппарат находился на расстоянии 102 тыс. км от Земли.

Отделение капсулы с образцами вещества астероида Бенну от аппарата OSIRIS-REx. Источник: NASA/Goddard/University of Arizona/Lockheed Martin

В верхней части кадра видно Солнце, а у левого края снимка — тонкий земной серп. Последовательность изображений была обработана для удаления большей части рассеянного солнечного света, получения более детальных изображений капсулы и образовавшегося в момент ее отстрела облака частиц, а также для предотвращения перенасыщения светом Земли.

Фото недели: осенние краски туманности «Душа»

Новая фотография, сделанная космическим телескопом Hubble, раскрывает красоту космоса, позволяя нам восхищаться невероятным мастерством природы создавать волшебные объекты. На нем можно увидеть небольшую область туманности Westerhout 5, также известной как туманность «Душа». Она находится от нас расстоянии около 7000 световых лет. На изображении, залитом ярко-красным светом, можно увидеть множество интересных объектов. Например, свободно плавающий испаряющийся газовый шар (frEGG) — маленькая темная область в форме головастика выше и левее центра.

Участок туманности Westerhout 5. Источник: ESA/Hubble

Интересная цифра: 150 тысяч долларов

150 тысяч долларов. Именно такова сумма первого в истории штрафа за неубранный космический мусор. Он был выписан Федеральной комиссией связи (FCC) компании Dish Network за то, что она не смогла увести свой аппарат EchoStar-7 на орбиту захоронения.

Космический мусор в представлении художника. Источник: Spacejunk3D, LLC

Спутник EchoStar-7 был запущен в 2002 году и находился на геостационарной орбите на расстоянии около 35 тыс. км от Земли. Dish Network должна была передвинуть аппарат на 300 км выше, но после его деактивации в 2022-м он потерял топливо и смог подняться только на 122 км. Невозможность осуществить согласованный маневр фактически стала нарушением компанией условий лицензии FCC, что и привело к первому в истории штрафу за неубранный космический мусор.

4 октября человечество отметило очередную годовщину начала космической эры. Несмотря на то, что со дня запуска первого спутника прошло уже 66 лет, клуб держав и организаций, способных самостоятельно выводить грузы на орбиту, все еще весьма невелик. В нашей новой статье мы перечислили их всех.

Также мы рассказываем о том, как компании и государства зарабатывают на космосе. Наш первый материал посвящен спутникам — именно они обеспечивало космическому бизнесу прибыль в последние десятилетия. Во втором материале мы рассказываем о перспективных сферах, которые уже в недалеком будущем могут стать еще более прибыльными.

Читайте в предыдущем дайджесте: NASA достала образцы астероида Бенну из контейнера OSIRIS-REx, а ракетный двигатель для полета на Луну успешно прошел испытания