На Ио найден первый метеоритный кратер

Ио — ближайший к Юпитеру из его больших спутников — является одним из самых удивительных тел Солнечной системы. На нем постоянно происходят мощные вулканические извержения. Они заливают его поверхность потоками силикатной и сульфидной лавы, быстро «стирающими» все возможные следи падения комет или метеороидов. Считалось, что искать на этом теле ударные кратеры не имеет смысла. Но именно этим решил заняться шведский «гражданский ученый» Йеспер Сандберг. И его поиски завершились успехом!

Астроэнтузиаст использовал публично доступные архивы миссии Galileo, исследовавшей крупнейшую планету Солнечной системы с 1995 по 2003 год. С октября 1999-го по январь 2002-го космический аппарат совершил шесть пролетов Ио, иногда приближаясь к его поверхности чуть более чем на 100 км. Благодаря этому некоторые ее участки удалось снять с разрешением до нескольких метров на пиксель.

Фотография Ио, сделанная космическим аппаратом Cassini по пути к Сатурну. Вверху хорошо видно вулканическое извержение. Источник: NASA/JPL/DLR

На одном из снимков Сандберг заметил темное пятно почти круглой формы размером примерно в сотню метров. Тень у его края позволяет утверждать, что эта область окружена возвышением, очень похожим на кратерный вал.

Сотрудники Лаборатории реактивного движения (JPL NASA), взявшиеся проверить достоверность открытия, выразили сомнение в том, что темное пятно является именно метеоритным кратером. Оно также может быть жерлом небольшого вулкана, который недавно начал рождаться. Еще одна версия — этот кратер образовал не «пришелец из космоса», а большая глыба, выброшенная во время извержений одного из четырех сотен вулканов Ио.

Архивный снимок миссии Galileo, на котором было замечено образование, похожее на метеоритный кратер (обведено красным кольцом). Источник: NASA / JPL-Caltech / Kevin M. Gill

Фотографии, на которых была обнаружена новая структура, имеют не наилучшее разрешение, поэтому определить ее истинную природу помогут лишь дальнейшие исследования. Сейчас к Ио регулярно приближается следующий автоматический разведчик NASA — зонд JUNO. На какой-то из сделанных им снимков может попасть кратер, найденный шведским астрономом-любителем. Также большие надежды ученые возлагают на европейский аппарат JUICE, запущенный 14 апреля текущего года с целью исследования ледяных спутников Юпитера.

Конечно, планетологи продолжат изучать архивы миссии Galileo, чтобы обнаружить в других регионах Ио нечто похожее на находку Сандберга. Характеристики и распределение кратеров на этом необычном спутнике помогут нам лучше понять его историю и внутренние процессы.

Самое тесное на данный момент сближение JUNO с Ио произошло 30 июля 2023 года.

По материалам New Scientist