Дыра в «Союзе» и завершение миссии InSight: дайджест новостей

Подборка самых интересных космических новостей за неделю: NASA объявила о завершении миссии InSight, SpaceX опубликовала зрелищное видео теста космического корабля Starship, а мы рассказываем, как американские военные начали отслеживать путь Санта-Клауса.

«Есть ли разумная жизнь на Земле?»

― Фрэнк Дрейк

Миссия InSight подошла к концу

21 декабря NASA объявила об официальном завершении миссии InSight. Аппарат пропустил два последовательных сеанса связи с Землей и, согласно принятому протоколу, был признан «мертвым». Причиной потери контакта стал толстый слой пыли, скопившийся на солнечных батареях зонда, из-за которого он потерял возможность генерировать достаточное для продолжения работы количество энергии.

Иллюстрация посадочного оборудования InSight на Марсе
Аппарат InSight в представлении художника. Источник: SciTechDaily

InSight занимался изучением внутреннего строения и тектонической активности Красной планеты. За четыре года работы он зарегистрировал 1319 различных марсотрясений.

Запуск ракеты Vega-C завершился неудачей

21 декабря с космодрома Куру во Французской Гвиане состоялся запуск легкой ракеты Vega-C, завершившийлся неудачей. Ракета не смогла развить скорость, достаточную для выхода на орбиту, и упала в океан. Эта неудача стала большим ударом для пускового оператора Airbus и ESA. В настоящее время они находятся на этапе перехода на новое поколение ракет-носителей, и авария Vega-C может замедлить реализацию их планов.

Самая короткая ночь в году

Ночь с 21 на 22 декабря стала самой долгой в северном полушарии в 2022 году. Именно во время нее наступило зимнее солнцестояние — момент, когда центр солнечного диска удалился от небесного экватора дальше всего на юг. Это произошло в 23 часа 48 минут по киевскому времени.

Дыра в корабле «Союз МС-22»

В ходе визуального осмотра космического корабля «Союз МС-22», проведенного при помощи роботизированного манипулятора Canadarm2, специалисты NASA обнаружили отверстие диаметром 0,8 мм в радиаторе. Оно может быть местом утечки теплоносителя из системы охлаждения корабля.

«Союз МС-22». Источник: NASA

Точная причина появления отверстия пока неизвестна. В «Роскосмосе» утверждают, что все дело в попадании микрометеорита либо фрагмента космического мусора. Также остается непонятным, безопасен ли «Союз МС-22» для возвращения на Землю, или же корабль необходимо заменить.

На ледяном спутнике Сатурна обнаружен ключевой компонент жизни

Анализ данных, собранных миссией Cassini, показал, что подповерхностный океан сатурнианского спутника Энцелада содержит важное питательное вещество — фосфор. Этот элемент является критически необходимым «строительным блоком» для жизни, используемым в ДНК и РНК. Более того, его концентрация там может быть в тысячи раз больше, чем в океане Земли. О находке сообщил планетолог Ясухито Секине на заседании Американского геофизического союза 14 декабря.

Энцелад. Источник: NASA/JPL/Space Science Institute

Новый метод поиска инопланетян

Специалисты из нескольких научных учреждений США предложили привлечь обсерваторию LIGO для поиска внеземных цивилизаций. Эта обсерватория предназначена для улавливания гравитационных волн и обычно используется для исследования слияния черных дыр и нейтронных звезд. По мнению ученых, при некоторых обстоятельствах LIGO сможет зарегистрировать гравитационные волны, производимые инопланетными кораблями.

SpaceX опубликовала впечатляющее видео прожига Starship

SpaceX опубликовала зрелищную видеозапись прожига двигателей космического корабля Starship. Обычно видео таких тестов снимаются не с самых красивых ракурсов. Но специалисты компании Илона Маска даже к такому испытанию подошли творчески. Команда разместила камеру прямо над кораблем, чтобы в момент включения двигателей на шесть секунд получить впечатляющие кадры, которые затем можно было бы использовать в разных рекламных видео. И у них получилось — выглядит этот процесс крайне зрелищно.

Группа сопровождения миссии Hubble опубликовала новое красочное изображение дальнего космоса. На нем можно увидеть ряд характерных темных облаков. Эти объекты известны под названием «свободно плавающие испаряющиеся газовые глобулы» (frEGG). Они представляют собой области повышенной плотности межзвездного водорода, газ внутри которой защищен от воздействия ионизирующего ультрафиолетового излучения. В будущем они дадут начало новым звездным системам.

Свободно плавающие испаряющиеся газовые глобулы в туманности «Душа». Источник: ESA/Hubble & NASA, R. Sahai

Интересная цифра: 25,4 миллиарда долларов

Американский Конгресс согласовал окончательный вариант бюджета NASA на 2023 год. В общей сложности он составит 25,4 млрд долларов. Это на 5% больше, чем в предыдущем году, но меньше, чем запрашивала аэрокосмическая администрация.

Рождество — самое подходящее время, чтобы почитать про NORAD Tracks Santa — знаменитый проект, в рамках которого американские ВВС «отслеживают путь Санта-Клауса» и сообщают о его местонахождении всем желающим это узнать. Также мы рассказываем об истории систем воздушного старта и продолжаем нашу серию материалов о противостоянии между государствами в космосе. Ознакомиться с очередной частью можно в статье Союзы и противостояния в космосе. Враги мирного неба.

Центр боевого управления организации, позже получившей название «Североамериканское командование противовоздушной обороны» (NORAD). Колорадо-Спрингс, 1961 год. Источник: Bettmann/Corbis

Читайте в предыдущем дайджесте: Москва выступила против запрета антиспутникового оружия, а российский военный спутник сошел с орбиты.