Москва выступила против запрета антиспутникового оружия, а российский военный спутник сошел с орбиты: дайджест новостей

Подборка самых интересных космических новостей за неделю: семь самых выдающихся космических событий уходящего года; ученые хотят использовать астероиды для строительства городов, а мы рассказываем историю последней лунной миссии.

«Одну вещь я усвоил за долгую жизнь: вся наша наука, по сравнению с реальностью, примитивна и ребячлива, и все же это — самое ценное, что у нас есть».

― Альберт Эйнштейн

Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию против антиспутникового оружия

Резолюция о запрете противоспутникового оружия прямого действия принята 13 декабря Генеральной Ассамблеей ООН. К сожалению, она лишь призывает страны отказаться от него и не испытывать его без крайней необходимости. Несмотря на это, Генеральная Ассамблея приняла ее не единогласно. Еще в ходе обсуждения в Первом комитете 8 стран выступили против нее. Это были россия, Китай, Куба, Иран, Никарагуа, Сирия, Боливия и Белорусь. Между тем, США продолжают свои усилия, направленные на снижение рисков использования такого оружия.

Первый в мире пуск метановой ракеты завершился неудачей

Пуск первой в мире метановой ракеты «Чжуцюэ-2» завершился неудачей. Об этом сообщила построившая носитель китайская компания Landspace. Ключевая его особенность заключается в использовании двигателей на жидком метане в качестве топлива и кислороде — в качестве окислителя. За последние годы большое количество игроков на аэрокосмическом рынке занялось созданием техники, использующей метановые двигатели. Среди них — SpaceX (космический корабль Starship, ускоритель Super Heavy), ULA (ракета Vulcan), Blue Origin (ракета New Glenn) и ряд прочих компаний. В случае успеха Landspace могла опередить их всех и вписать свое название в космические справочники.

Астероиды могут стать будущим домом человечества

Иллюстрация показывает, как может выглядеть город внутри астероида
Иллюстрация показывает, как может выглядеть город внутри астероида. Авторство изображения: Рочестерский университет

Группа ученых из Рочестерского университета в штате Нью-Йорк разработала план превращения астероидов в космические города с искусственной гравитацией. Основная концепция города-астероида базируется на идее под названием «цилиндр О’Нила» — конструкции вращающейся космической колонии, предложенной физиком Джерардом О’Нилом в 1970-х годах. Вращение создает искусственную гравитацию на внутреннем ободе широкого кольца. Вспомните цилиндрическую станцию «Купер» в фильме «Интерстеллар», где именно так создавались комфортные условия для экипажа.

Из корабля «Союз МС-22» произошла утечка теплоносителя

Из пристыкованного к Международной космической станции корабля «Союз МС-22» произошла утечка охлаждающей жидкости. Она привела к отмене запланированного на 24 декабря выхода в открытый космос. Корабль был запущен 21 сентября 2022 года. Он доставил на борт орбитального комплекса космонавтов Сергея Прокопьева и Дмитрия Петелина, а также астронавта NASA Фрэнка Рубио.

Космические сенсации: самые выдающиеся события 2022 года

Уходящий год был насыщен сенсационными открытиями, удивительными исследованиями и успешными миссиями. Universe Space Tech подготовил перечень сенсационных моментов 2022 года в космосе.

1. Первые снимки James Webb. 12 июля человечество увидело первые впечатляющие снимки, сделанные новым космическим телескопом. Их четкость и качество даже превзошли ожидания инженеров. Астрономы ожидают, что James Webb откроет золотой век в нашем понимании космоса, демонстрируя детальные фотографии объектов в миллиардах световых лет от нас.
  2. Старт мощнейшей ракеты NASA SLS — впечатляющего носителя массой 2600 тонн высотой со Статую Свободы. В этом году он наконец-то отправился в свое первое путешествие в космос, дав «зеленый свет» человечеству на возвращение на Луну.
  3. «Выстрел» по астероиду. В этом году NASA испытала «космическое оружие», предназначенное для спасения человечества. 26 сентября миссия DART успешно проверила возможность изменения траектории астероида, чтобы обезопасить Землю от столкновения с ним.
  4. Первое фото черной дыры в центре Млечного Пути. Астрономы впервые смогли рассмотреть этот загадочный объект. Благодаря мощности восьми связанных радиоантенн по всему миру телескоп Event Horizon сделал снимок силуэта сверхмассивной черной дыры, известной как Стрелец A*.
  5. Самая большая комета в истории. Космический телескоп Hubble доказал, что открытая 8 лет назад комета C/2014 UN271 (Бернардинелли-Бернштейна) имеет ядро размером 135 км при массе 500 трлн тонн, что делает ее самой большой когда-либо наблюдавшейся «хвостатой гостьей».
  6. Китай завершил строительство космической станции «Тяньгун» — лаборатории, где ученые будут проводить исследования в условиях микрогравитации, подобно астронавтам на Международной космической станции. «Тяньгун» в переводе дословно означает «небесный дворец».
  7. Океан на Мимасе. Спутник Сатурна Мимас известен благодаря своему поразительному сходству со Звездой Смерти из «Звездных войн». Но в 2022 году этот спутник стал сенсацией — оказалось, что на нем может существовать океан, где потенциально возможна жизнь.

Рассеянное скопление NGC 6530 (фото телескопа Hubble). Источник: ESA/Hubble & NASA, ESO, O. De Marco

Новое красочное изображение, опубликованное специалистами миссии Hubble, демонстрирует множество разноцветных газовых облаков, чем-то напоминающих гигантскую космическую дымовую завесу. Запечатленный на снимке регион является частью рассеянного скопления NGC 6530. Оно расположено на расстоянии 4350 световых лет от Солнца по направлению к созвездию Стрельца и является частью более крупной туманности M8 «Лагуна».

Интересная цифра: 2 месяца

Российский военный спутник «Космос-2560» сошел с орбиты и сгорел в земной атмосфере менее чем через два месяца после запуска. Об этом сообщил астрофизик Джонатан Макдауэлл, специализирующийся на ведении пусковой статистики и отслеживании объектов на околоземных орбитах.

Харрисон Шмитт на Луне. Источник: NASA

Пятьдесят лет назад астронавты Юджин Сернан и Харрисон Шмитт стали последними людьми, побывавшими на Луне в XX веке. Рассказываем о завершающем полете по программе Apollo в статье «Последние люди на Луне. История миссии Apollo 17». А также продолжаем рассказ о противостоянии между государствами в космосе. Ознакомьтесь с очередной его частью в материале «Союзы и противостояния в космосе. Космические союзники США».

Читайте в предыдущем дайджесте: SpaceX создаст спутниковую платформу для военных, а NASA рассказала о причинах переноса миссии Artemis II: дайджест новостей