Туристический путеводитель по Солнечной системе

В последние годы некоторые частные компании сосредоточились на работе по реализации различных проектов, связанных с космическим туризмом. Кто-то предлагает суборбитальные рейсы, кто-то делает ставку на орбитальные отели, а кто-то собирается организовывать полеты «по маршруту Гагарина». Но почти все эти предложения имеют одну общую деталь: они так или иначе ограничены околоземным пространством. Конечно, еще есть японский миллиардер Юсаку Маэдзава, собирающийся облететь Луну на корабле Starship, но это больше напоминает разовую акцию с довольно неопределенной датой реализации.

А теперь представим себе будущее, в котором путешествия в космос станут обыденным делом, доступным не только кучке богатых, но и среднему классу. Несложно предположить, что в таких условиях пределы космического туризма тоже начнут расширяться. Ведь клиенты, имеющие большие деньги, конечно, хотели бы получить уникальный опыт, недоступный простым смертным. Так что обычного полета на орбиту может оказаться маловато.

К счастью для них, в космосе имеется множество мест, способных удовлетворить запросы на любой вкус. В этом материале мы рассмотрим наиболее перспективные с точки зрения космического туризма уголки Солнечной системы. Такой взгляд может показаться довольно оптимистичным, а то и вовсе утопическим, но не забывайте, что еще недавно словосочетание «космический туризм» встречалось только в фильмах и на страницах фантастических романов. И кто знает… возможно, в будущем упомянутые нами небесные тела будут пользоваться невероятной популярностью среди богатых людей и любителей острых ощущений..

Полеты в облаках Венеры

Если составить список наиболее враждебных для человека планет Солнечной системы, то первое место в нем, безусловно, займет Венера. Температура ее поверхности достигает 470°С (это даже больше, чем на Меркурии), а атмосферное давление в 90 раз превышает земное. Человек не проживет на этой планете и доли секунды. Трудно сказать, когда технология сможет достичь такого уровня, что позволит нам безопасно прогуляться по поверхности Утренней звезды, а затем вернуться домой целыми и невредимыми.

Но, сколь бы парадоксально это не звучало, на Венере есть область, условия в которой вполне благоприятны для человеческого существования. Она расположена в атмосфере, на высоте около 50 км над поверхностью планеты. Давление там сравнимо с земным, а температура колеблется в достаточно комфортном диапазоне — от 0 до 50°C. Следует добавить, что венерианская атмосфера почти полностью состоит из углекислого газа, молекулярная масса которого почти в полтора раза больше, чем у кислорода. Если наполнить последним оболочку воздушного шара или дирижабля — они будут парить в облаках.

Вероятно, в будущем в небе Венеры начнут курсировать воздушные корабли, пассажиры которых будут наслаждаться видом ее бескрайних облаков. Конечно, создателям подобных аппаратов придется решить ряд серьезных проблем — в частности, вопрос защиты от воздействия ураганных ветров и паров серной кислоты. Но в целом подобная идея не столь фантастична, как кажется на первый взгляд. Несколько лет назад NASA даже провела комплексное исследование проекта пилотируемого венерианского дирижабля, показавшее перспективность этой концепции.

Лунная спелеология

Луна, безусловно, является одним из наиболее перспективных мест для космического туризма. На ее поверхности находится немало интересных формаций вроде кратеров Тихо и Аристарх. Достойными внимания могут быть и «исторические» локации — например, места посадок экспедиций Apollo.

Но недра естественного спутника нашей планеты тоже вызывают большой интерес. Ученым удалось обнаружить на Луне множество пещер, образованных когда-то протекавшими по ее поверхности потоками лавы. Длина многих из них измеряется километрами, а ширина позволяет легко разместить внутри большую колонию людей. Подобные объекты могут заинтересовать туристов, питающих страсть к спелеологии и желающих обследовать подземные комплексы, где еще никогда не ступала нога человека.

Космическая археология

На околоземных орбитах находятся тысячи космических аппаратов, давно вышедших из строя. Большинство из них не представляет особого археологического интереса, но среди космического мусора встречаются и интересные экспонаты — например, запущенный еще в 1958 году второй американский искусственный спутник Vanguard 1 или первый в истории инфракрасный космический телескоп IRAS. В будущем все эти объекты могли бы стать частью «экскурсионного тура», посвященного истории развития космонавтики.

В межпланетном пространстве также можно найти весьма интересные с исторической точки зрения аппараты серии Mariner, советские станции «Вега» и зонд Giotto, исследовавший комету Галлея (1P/Halley). Отдельного внимания, безусловно, достойны реликты программы Apollo — в частности, третьи ступени ракет Saturn V и лунный модуль Apollo 10. Они сохранились на самостоятельных гелиоцентрических орбитах, что дает возможность посетить их в будущем.

Мегагоры и мегаканьоны Марса

По размерам Марс существенно уступает нашей Земле. Однако именно он является «родиной» для удивительных планетологических структур Солнечной системы, способных заинтересовать множество туристов. Речь идет о Долинах Маринера и горе Олимп.

Долины Маринера — это самая обширная известная нам система каньонов, по сравнению с которой знаменитый Большой каньон реки Колорадо кажется лилипутом. Ее общая протяженность составляет 4500 км, ширина достигает 200 км, а глубина некоторых участков — 8 км. Она могла бы практически целиком вместить Эверест!

Если какая-то структура Марса и поражает воображение сильнее, чем Долины Маринера, то это, конечно, гора Олимп. Такое название имеет угасший вулкан высотой 26 км. Его извержение продолжалось миллиарды лет, что в сочетании с меньшей марсианской гравитацией позволило ему вырасти до невероятно огромных размеров. Диаметр основания Олимпа составляет 600 км, он занимает территорию почти 300 тыс. км². Это сравнимо с площадью Италии.

Сложно представить, какой вид откроется путешественнику с вершины мегавулкана, но можно не сомневаться, что восхождение на Олимп стало бы величайшим достижением для любого альпиниста. Гора настолько велика, что если встать на ее самой высокой точке, то ее склоны будут простираться за горизонт. К тому же атмосферное давление на вершине составляет всего 2% от давления на поверхности Марса. А это значит, что отважный альпинист фактически окажется в условиях космического пространства.

На дне Европы

Условия на поверхности Европы — одного из четырех крупнейших спутников Юпитера — могут показаться не слишком благоприятными с точки зрения потенциального туризма. Из-за близости радиационных поясов газового гиганта путешественник, который вздумает прогуляться по ледяной поверхности без соответствующих средств защиты, получит смертельную дозу облучения всего за сутки.

Но если человечеству когда-нибудь удастся пробиться сквозь многокилометровую ледяную кору Европы, ему откроется совсем другой мир — гигантский океан, глубина которого достигает 100 км, а объем превышает все запасы воды на Земле. По сравнению с его масштабами глубочайшие земные впадины покажутся маленькими лужами.

Благодаря своим размерам океан Европы может скрывать в себе множество сюрпризов. Не стоит сомневаться, что рано или поздно найдется человек, который захочет покорить его и добраться до самой глубокой точки.

Гейзеры Энцелада и Тритона

Гейзеры по праву считаются одним из самых удивительных природных чудес нашей планеты. Многие туристы посещают Исландию и Йеллоустонский национальный парк в США, чтобы полюбоваться величественными извержениями. Но подобные явления характерны не только для Земли. Их можно найти и на некоторых спутниках планет-гигантов — в частности, на Энцеладе и Тритоне.

Гейзеры Энцелада расположены в разломах, сосредоточенных вблизи его южного полюса. В основном они выбрасывают в космос воду в виде пара и мелкой ледяной пыли. Считается, что ее источником является подповерхностный океан спутника. Сделанные аппаратом Cassini фотографии позволяют составить определенное представление о том, какая невероятная картина откроется «гостям» Энцелада. Его гейзеры настолько активны, что выброшенное ими вещество сформировало вокруг Сатурна целое кольцо.

Существуют гейзеры и на крупнейшем спутнике Нептуна — Тритоне. В отличие от Энцелада, они извергают в основном азот. Высота их струй достигает 8 км. В сочетании с величественным Нептуном, неподвижно висящим в тритонианском небе (спутник постоянно обращен к нему одной и той же стороной), эти выбросы, безусловно, способны создать весьма эффектное зрелище.

Тритон также может заинтересовать туристов своими необычными ландшафтами. Из-за приливного взаимодействия с Нептуном в прошлом поверхность спутника несколько раз расплавлялась, а затем замерзала. Каждый раз этот процесс охватывал все меньший объем вещества, пока, наконец, оно полностью не застыло. С тех пор на Тритоне остались гигантские замерзшие озера с берегами в виде огромных ступенчатых террас, высота «ступенек» которых достигает километра. Они могли бы стать прекрасной альтернативой знаменитым норвежским фьордам.

Серфинг и полеты на Титане

Титан является одним из двух тел Солнечной системы, на поверхности которого происходит полноценный круговорот жидкости. Но если на нашей планете эта жидкость — вода, то на Титане — смесь жидких углеводородов (преимущественно метана и этана). Благодаря миссии Cassini мы знаем, что в районе северного полюса спутника есть ряд постоянных углеводородных резервуаров — больших озер, куда впадают реки. Самое крупное из них по площади сравнимо с Каспийским морем. В этих озерах есть острова и формируются льдины.

Следовательно, на специальной лодке можно будет отправиться в плавание по метановым «водам» Титана. Кто знает, возможно, в недалеком будущем это место станет одним из лучших для проведения внеземной регаты.

Также Титан — единственный спутник в Солнечной системе, обладающий мощной атмосферой. А это значительно увеличивает его туристический потенциал. Здесь можно совершать прыжки с парашютами, заниматься пара- и дельтапланеризмом.

Но и это еще не все. Поскольку сила тяжести на Титане в семь раз меньше, чем на Земле, а его атмосфера более плотная — значит, человек там буквально сможет летать, как птица. Для подъема в небо достаточно будет просто махать «крыльями», прикрепленными к рукам. Во всяком случае, так утверждает теория. Возможно, когда-нибудь кто-то проверит ее на практике.

Бейзджампинг на Миранде

Несмотря на скромные размеры, спутник Урана Миранда имеет уникальный рельеф, напоминающий удивительную мозаику, где можно найти абсолютно все: исчерченные гигантскими каньонами обширные равнины, огромные разломы и трещины, долины, древние кратеры, хребты, впадины, скалы и террасы. Считается, что таким разнообразием этот спутник обязан катастрофе, произошедшей на заре эволюции Солнечной системы. Миранда была разбита на части во время столкновения с другим небесным телом, после чего ее обломки снова собрались вместе под действием сил гравитации.

Одно из наиболее выдающихся мест, поражающих воображение — уступ Вероны. По некоторым оценкам, высота этого обрыва достигает 20 км. Он является самым большим подобным образованием во всей Солнечной системе.

Сочетание такой высоты и крайне малой силы тяжести, составляющей всего 0,8% от земной, создает интригу. Если спрыгнуть с уступа вниз, продолжительность свободного падения составит примерно 12 минут. А это значит, что он может стать настоящей меккой для космических бейзджамперов, мечтающих о новой порции адреналина. Прыжки с уступа Вероны были показаны в известном короткометражном фильме Wanderers.

Единственное, что нужно учесть экстремалам — отсутствие на Миранде атмосферы. Поэтому для мягкой посадки им придется использовать не парашют, а какое-то устройство вроде реактивного ранца: скорость падения на финальном участке спуска составит более 200 км/ч.

Круиз по азотному морю Плутона

Пять лет назад аппарат New Horizons показал нам Плутон. Благодаря переданным снимкам мы узнали, что карликовая планета имеет «сердце» — огромную область характерной формы. Ее западную часть занимает равнина Спутника.

Это один из самых удивительных регионов в Солнечной системе. Равнина покрыта замерзшим азотом, на котором расположен ряд изолированных формаций из более привычного нам водяного льда, отколовшихся от окружающих горных регионов. Поскольку водяной лед имеет меньшую плотность, чем азотный, эти фрагменты не тонут. Фактически они напоминают айсберги, дрейфующие посреди бескрайнего азотного моря Плутона.

Благодаря этому в будущем равнина Спутника могла бы стать отличным местом для обзорных экскурсий, наподобие туров на круизных кораблях, которые сейчас устраивают у побережья Гренландии и Антарктиды. При этом космическим туристам не стоит опасаться повторения истории с «Титаником»: скорость движения айсбергов Плутона невелика и составляет всего несколько сантиметров в год, то есть неожиданное столкновение с ними путешественникам не грозит.