Трио роботов Astrobee научилось работать отдельно от астронавтов на МКС

Экипаж Международной космической станции составляют не только люди. На высоте 400 км над Землей, плывя рядом с астронавтами в этой космической лаборатории, вы найдете Honey («Медок»), Queen («Королеву») и Bumble («Шмель») — это летающие роботы-помощники NASA, известные как Astrobee. Они были доставлены на МКС в разное время, начиная с 2018 года. Honey и Bumble появились на орбите первыми, а впоследствии к ним присоединилась Queen.

Honey, Queen и Bumble
Астронавт Шейн Кимброу позирует на борту МКС с роботами Astrobee: Honey, Queen и Bumble. Фото: NASA

Эти роботы очень отличаются от нашего представления об их схожести с человеком. Микрогравитация требует иного подхода к работе в тесных помещениях орбитальной станции. Поэтому каждый робот имеет форму куба шириной 30 см, а отличаются они по цвету. Каждый из них помогает экипажу МКС в важных, но утомительно рутинных задачах, например, инвентаризация, документирование экспериментов с помощью встроенных камер или транспортировка грузов по всей станции.

Космическая веха

В настоящее время роботы достигли вехи в своем космическом путешествии. На прошлой неделе NASA сообщила, что два робота — Queen и Bumble — успешно действовали независимо и бок о бок с людьми в разных экспериментах. Мятно-зеленая Queen сделала свое первое панорамное 360-градусное изображение внутренней части МКС, в то время как голубой Bumble собирал новые картографические данные в модуле Harmony для проверки своей навигационной системы и ориентации в пространстве. Чем занимался пастельно-желтый Honey, NASA не сообщила.

Queen и Bumble работают вместе с астронавтами на борту МКС

По данным аэрокосмической администрации, оба эти эксперимента являются частью проекта Integrated System for Autonomous and Adaptive Caretaking Project, организации, контролирующей систему Astrobee. Исследователи ISAAC также отвечают за управление док-станций этих роботов-помощников, куда они возвращаются, чтобы «отдохнуть» и зарядиться, когда батарея становится разряженной.

Планы по роботам Astrobee

Команда ISAAC пытается сделать этих роботов максимально автономными. Хотя астроботами можно управлять дистанционно вручную, когда это необходимо. Это связано с тем, что следующие космические корабли, такие как лунная космическая станция Gateway, в первый год своей работы не будут принимать астронавтов, а экипаж составят только Astrobee, чтобы следить за исправностью внутри.

Проверка голубого робота Bumble перед началом работы
Проверка голубого робота Bumble перед началом работы. Фото: NASA

По состоянию на апрель 2022 года NASA сообщила, что роботы Astrobee проработали свыше 750 часов на МКС, успешно выполнили более 100 задач и доказали свою способность к подвигам, ранее входившим в сферу научной фантастики, например, успешная отчетность и исследование имитированных аномалий на борту станции, — все это самостоятельно.

Помощь астронавтам работам Astrobee
Помощь роботов Astrobee астронавтам. Анимация: NASA

«Чтобы сделать космические полеты более безопасными и экономичными, роботизированные помощники Astrobee могут управлять рутинными делами, чтобы освободить людей для более сложной работы. Когда-нибудь эти космические боты могут даже составить компанию астронавтам в будущих миссиях на Луну, Марс и, возможно, в глубокий космос», — заявили в NASA.

Ранее NASA готовили на Луну уникального робота.

По материалам CNET