Скрытый океан Мимаса увеличивается в размерах

Спутник Сатурна Мимас может обладать растущим подповерхностным океаном. Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Geophysical Research Letters исследователями из Юго-Западного научно-исследовательского института (SwRI).

Океан – «невидимка»

Диаметр Мимаса составляет 400 км, он занимает двадцатое место в списке крупнейших спутников планет. До недавнего времени эта ледяная луна была в основном известна благодаря характерному 139-километровому  ударному  кратеру Гершель, придающему ей визуальное сходство со Звездой Смерти из «Звездных войн».

Мимас. Источник: NASA/JPL-Caltech/Space Science Institute

Но в начале 2022 года ученые из SwRI обнаружили признаки того, что под поверхностью Мимаса может скрываться океан. На это указывают характерные «раскачивания» спутника, свидетельствующие о том, что на глубине 30 км в его недрах скрывается прослойка жидкой воды.

В то же время, визуально Мимас совершенно не похож на океанический мир. В отличие от Европы, его поверхность покрыта множеством древних кратеров и на нем нет разломов и гейзеров, как на Энцеладе. Поэтому ученые предположили, что Мимаса представляет собой новый класс маленьких «невидимых» водных миров, чья поверхность не выдает существование океана.

Увеличение океана Мимаса

Чтобы проверить свои выводы, исследователи прибегли к помощи компьютерных симуляций. Они подтвердили, что тело обладает водной прослойкой. Более того, судя по всему океан Мимаса постепенно увеличивается в размерах. На это, в частности, указывает кратер Гершель.  Моделирование показало, что в момент образования толщина ледяной оболочки Мимаса должна была составлять не менее 55 км, иначе бы она попросту была бы уничтожена в момент удара.

Возможные варианты внутреннего строения Мимаса. Источник: NASA/JPL/SSI/SwRI

Ученые также рассмотрели вариант, что во время столкновения у Мимаса вообще не было океана, и он образовался уже позже. Однако некоторые детали строения Гершеля указывают на то, что в недрах спутника все же существовала какая-то водная прослойка. Если выводы исследователей верны, то это означает, что за прошедшие миллиарды лет океан Мимаса увеличился в размерах, а его ледяная оболочка истончилась.