Российский военный спутник разрушился на орбите, а американцы готовятся к запуску ракеты, напечатанной на 3D-принтере: дайджест новостей

Подборка самых интересных космических новостей за неделю: Google потерял 100 млрд долларов из-за неправильного ответа о James Webb; электрокар Tesla Roadster почти долетел до Марса, а мы рассказываем, угрожают ли землетрясения Украине.

«То, что можно утверждать без доказательств, можно и отвергнуть без доказательств».

― Кристофер Хитченс

Google потерял 100 млрд долларов из-за вопроса о James Webb

Чат-бот Bard, созданный корпорацией Google, приписал космическому телескопу James Webb открытие, которое тот не совершал. Поэтому рыночная стоимость компании на биржах снизилась на 100 млрд долларов

Речь идет о чат-боте, который Google разработала и сейчас активно продвигает. Вопрос, с которым он не смог справиться, выглядел так: «О каких новых открытиях космического телескопа James Webb я могу рассказать 9-летнему ребенку?» Ответ Bard был частично правильным. Он верно назвал в качестве примера галактики «зеленый горошек» и звездные системы возрастом 13 млрд лет. Но дальше он приписал телескопу получение первых в истории изображений экзопланет, а это было ошибкой.

Обозреватели отрасли опасаются, что Google быстро теряет доверие на фоне успехов конкурирующего разработчика ботов стартапа OpenAI, активно поддерживающего поисковый гигант Microsoft. Именно они еще в ноябре 2022 года создали искусственный интеллект ChatGPT, который умеет создавать очень естественные тексты и даже пишет в разных стилях. Правда, он тоже регулярно совершает ошибки, касающиеся простых научных вопросов.

Российский военный спутник разрушился на орбите

4 января 2023 года на околоземной орбите произошло разрушение российского спутника «Космос-2499». Об этом сообщила 18-я эскадрилья контроля космического пространства ВВС США (18 Space Control Squadron). В результате инцидента образовалось, по меньшей мере, 85 обломков. «Космос-2499» был запущен в мае 2014 года конверсионной ракетой «Рокот» вместе с тремя российскими спутниками связи. При этом россия официально не сообщала о выведении на орбиту четвертого космического аппарата в рамках этого запуска.

Напечатанную на 3D-принтере ракету Terran 1 установили на стартовую площадку

Ракета Terran 1 от Relativity Space полностью собрана и установлена на стартовой площадке перед дебютной миссией. Особенность двухступенчатой 33-метровой ракеты заключается в том, что 85% ее конструкции было напечатано на 3D-принтере. В настоящее время она проходит финальные наземные испытания перед полетом. Если эти испытания будут протекать согласно плану, Terran 1 взлетит уже в этом месяце со Станции космических сил на мысе Канаверал.

Ученые объяснили природу гигантских разломов Харона

Команда астрономов из Юго-западного исследовательского института (SwRI) опубликовала результаты исследования, целью которого было выяснение происхождения системы гигантских разломов на поверхности Харона. В 2015 году зонд New Horizons совершил пролет Плутона. Сделанные им снимки карликовой планеты поразили как ученых, так и обычную публику. Однако, помимо Плутона, аппарат сфотографировал также его спутники, в том числе и Харон. Изображения продемонстрировали весьма необычную картину. Оказалось, что это небесное тело обладает огромной системой разломов, тянущейся вдоль его экватора. Ее общая протяженность составляет как минимум 1000 км, а глубина достигает 9 км, что позволяет ей конкурировать со знаменитыми Долинами Маринера на Марсе и уступами на Миранде. Ученые пришли к выводу, что они образовались в результате замерзания подповерхностного океана спутника. Также New Horizons выявил признаки древней криовулканической активности на Хароне.

Червоточины могут усиливать свет в 100 тысяч раз

Небольшая группа астрофизиков, связанных с несколькими китайскими научными учреждениями, пришла к выводу, что если червоточины реальны, они могут усиливать свет в 100 тысяч раз. Червоточины (их также называют «кротовыми норами») — это гипотетические «туннели» в пространстве-времени, соединяющие различные регионы Вселенной. Некоторые ученые считают, что червоточины могут использоваться для путешествий со скоростью, превышающей скорость света, или для пересылки сообщений.

Все, что имеет начало, имеет и конец. Мы с огромным нетерпением ждем начала космических миссий и испытываем восхищение при получении первых фото или телеметрии. В то же время мы расстраиваемся, когда получаем последние фотографии от миссий, подходящих к финальному этапу. Некоторые из них завершаются запланировано, а некоторые — внезапно, что только усиливает огорчение. Издание The Universe Space Tech создало подборку знаменитых фотографий, которые были последними в разных выдающихся космических миссиях, завершившихся в последние несколько лет.

Интересная цифра: 4 млрд км

Tesla Roadster
Фото от SpaceX 8 февраля 2018 года показывает Tesla Roadster после того, как он стартовал на ракете Falcon Heavy

По состоянию на 7 февраля электрический спортивный автомобиль вишневого цвета Tesla Roadster официально пробыл в космосе ровно пять лет. Согласно данным веб-сайта отслеживания whereisroadster.com, космическая Tesla совершила примерно 3,4 оборота вокруг Солнца и сейчас находится примерно в 327 млн км от Земли. За последние пять лет Tesla Roadster преодолела более 4 млрд км. Однако в 2020 году электрокар впервые приблизился к Марсу на минимальное расстояние, пройдя в пределах 8 млн км от планеты, или примерно в 20 раз больше расстояния между Землей и Луной.

На этой неделе произошла серия землетрясений, приведших к большим разрушениям в Турции и Сирии. Такая активность земной коры напугала людей по всему миру и вызвала волну очередных манипуляций о вымирании человечества. Поэтому редакция решила рассказать, что такое землетрясения и угрожают ли они Украине. Кроме упомянутых ужасных событий, на 7 февраля пришлось 60-летие астронавтки NASA Гайдемари Стефанишин-Пайпер, у которой имеются украинские корни. В честь этого события мы собрали десять интересных фактов из ее биографии.

Читайте в предыдущем дайджесте: Южная Корея нашла замену российским ракетам, а украинская «Мрія» взлетит в игре Microsoft Flight Simulator: дайджест новостей