Обсерватория Gaia сфотографировала телескоп James Webb

Группа сопровождения миссии Gaia опубликовала снимок, сделанный 18 февраля. На первый взгляд, это ничем не примечательное изображение, демонстрирующее несколько звезд. Но на самом деле одна из точек на фото — это не звезда, а рукотворный объект. В поле зрения Gaia попал знаменитый телескоп James Webb (JWST).

Снимок неба, сделанный обсерваторией Gaia. На врезке показан телескоп JWST. Источник: ESA/Gaia/DPAC; CC BY-SA 3.0 IGO

Оба аппарата находятся на гало-орбите, расположенной вокруг точки Лагранжа L2 системы Солнце-Земля. В момент съемки их разделяла дистанция в миллион километров. Это почти в три раза больше, чем расстояние между Землей и Луной. Также стоит отметить, что Gaia не предназначена для съемки небесных тел. Основная задача обсерватории — определение точного положения, расстояния, скорости собственного движения и цвета звезд.

Тем не менее на борту аппарата находится прибор под названием sky mapper, осуществляющий сканирование небесной сферы. После запуска JWST европейские специалисты рассчитали, что 18 февраля телескоп окажется в поле зрения инструмента. Несмотря на огромную дистанцию, ему действительно удалось запечатлеть свет, отразившийся от солнцезащитного экрана и зеркала телескопа.

Орбиты обсерватории Gaia и телескопа JWST. Источник: ESA/Gaia/DPAC; CC BY-SA 3.0 IGO

Что касается самого JWST, то телескоп все еще находится в стадии калибровки и постепенного охлаждения своих научных инструментов. Ожидается, что он сможет приступить к регулярным научным наблюдениям в начале лета 2022 года.

Ранее мы писали о том, как JWST сделал селфи и прислал фото далекой звезды.