Зимний Марс и новые скафандры для астронавтов: дайджест новостей

Подборка самых интересных космических новостей за неделю: James Webb разглядел звезды у далеких квазаров, Китай собирается построить крупнейший в Азии телескоп, а мы рассказываем о том, как меняются времена года на планетах Солнечной системы.

«История астрономии это история удаляющихся горизонтов»

― Эдвин Хаббл

Обсерватория SOHO сфотографировала пылинку

Во время изучения снимков, сделанных солнечной обсерваторией SOHO, астрономы обратили внимание на необычный яркий объект, который появился в поле зрения ее камер, а затем резко «отвернул» от Солнца. Но, к большому разочарованию уфологов, оказалось что это не НЛО и даже не сани Санты. На самом деле SOHO сфотографировал пылинку, являющуюся фрагментом самого телескопа. Она была выбита в результате попадания в его теплозащитный экран микрометеорита.

NASA заказала новые скафандры

NASA подписала контракт на сумму 97 млн долларов с компанией Collins Aerospace на разработку скафандров следующего поколения, предназначенных для экипажа Международной космической станции (МКС). По условиям контракта, Collins Aerospace должна будет предоставить пригодную для наземных испытаний версию нового скафандра к январю 2024 года. Соглашение также предусматривает возможность его использования для демонстрационного выхода за пределы МКС в 2026 году.

Выход в открытый космос с борта МКС. Источник: NASA

James Webb сфотографировал звезды у далеких квазаров

Благодаря возможностям космического телескопа James Webb (JWST) астрономы сумели впервые увидеть звезды у далеких квазаров. Испущенному ими свету потребовалось свыше 13 млрд лет, чтобы достичь Земли. Исследователи надеются, что снимки JWST позволят проверить существующие гипотезы о природе квазаров и помогут объяснить, как черные дыры в ранней Вселенной сумели так быстро набрать большую массу.

Китай построит крупнейший оптический телескоп в Азии

Пекинский университет обнародовал планы строительства самого большого в Азии оптического телескопа, получившего название EAST. Он будет размещен на Тибетском плато на высоте около 4200 м. Строительство телескопа пройдет в два этапа. На первом этапе он получит сегментированное зеркало, конструктивно напоминающее главное зеркало JWST. Оно будет состоять из 18 шестиугольных сегментов и иметь диаметр 6 м. На втором этапе зеркало EAST расширят путем добавления 18 новых сегментов. Это позволит довести его диаметр до восьми метров. Ожидается, что строительство EAST будет завершено к 2030 году.

Зимний Марс от миссии MRO

По случаю наступления зимних праздников NASA опубликовала серию фотографий, сделанных зондом MRO и демонстрирующих зиму на Марсе. На снимках можно увидеть покрытые инеем марсианские дюны и склоны кратеров, а также характерные темные области. Они образуются в результате сублимации сухого льда, когда вырывающиеся из-под поверхности струи углекислого газа поднимают гейзероподобные фонтаны темной пыли.

Покрытые инеем дюны в северном полярном регионе Марса. Источник: NASA/JPL-Caltech/University of Arizona

На одну из фотографий также попали необычные полигональные образования на марсианских полюсах. Такие структуры возникают, когда водяной лед, расширяясь при снижении температуры, раскалывает покрывающий его грунт на многоугольники.

Известный астрофотограф Эндрю Маккарти опубликовал новое впечатляющее изображение. В этот раз он сфотографировал наше Солнце. Снимок Маккарти отличается очень высокой степенью детализации (его полное разрешение составляет 164 мегапикселя). На нем можно увидеть протуберанцы, характерные гранулы на солнечной поверхности, возникающие из-за конвекции плазмы, а также группу пятен. Пятна образуются в результате выхода в фотосферу сильных магнитных полей. Они кажутся более темными, чем окружающая поверхность, из-за их более низкой температуры.

164-мегапиксельный портрет Солнца, сделанный астрофотографом Эндрю Маккарти. Источник: Andrew McCarthy

Интересная цифра: 61 пуск за год

30 декабря с космодрома на базе ВВС США Ванденберг состоялся пуск ракеты Falcon 9. Он стал 61-й и финальной космической миссией, реализованной компанией SpaceX в 2022 году, что стало ее новым рекордом. Для сравнения: за весь прошлый год компания осуществила 31 запуск.

Запуск ракеты Falcon 9. Источник: SpaceX

Новый год — это время, когда все подводят итоги. Редакция The Universe Space Tech не является исключением. Из нашей статьи вы сможете узнать о десяти главных космических событиях 2022 года.

Космический корабль Orion на фоне обратной стороны Луны. Источник: NASA

Также мы рассказываем о том, как меняются времена года на других планетах Солнечной системы и продолжаем серию материалов о противостоянии между государствами в космосе (часть 5 «Новые игроки» и часть 6 «Политический хаос»). А еще мы подготовили для вас подборку из пяти лучших фильмов и мультфильмов про космос, которые можно посмотреть всей семьей на праздники.

Читайте в предыдущем дайджесте: Дыра в «Союзе» и завершение миссии InSight