Европейцы используют «искусственное затмение» для изучения Солнца, а Китай бросит вызов Starlink: дайджест новостей

Подборка самых интересных космических новостей за неделю: на Луне обнаружили миллиарды тонн воды; дырявый «Союз» упал в Казахстане, а мы рассказываем, почему Израиль запускает свои ракеты в противоположном направлении.

«Наука — полководец, а практика — солдаты.»

—  Леонардо да Винчи

NASA имеет всего месяц на спасение лунного кубсата

Специалисты продолжают попытки перевести Lunar Flashlight на орбиту, которая позволит ему выполнить свою научную программу. К сожалению, вскоре после развертывания этот аппарат столкнулся с техническими проблемами. Двигатели кубсата не смогли заработать на полную мощность из-за засорения топливопроводов. Несмотря на все усилия инженеров, он так и не сумел выполнить маневр, необходимый для перехода на орбиту вокруг Луны.

Чтобы спасти миссию, инженеры разработали новый план. Его суть заключается в том, что Lunar Flashlight останется на удаленной орбите вокруг Земли, двигаясь по которой, он раз в месяц будет осуществлять пролеты лунного южного полюса. Это позволит кубсату выполнить основную часть научной программы.

Lunar Flashlight представляет собой 14-килограммовый космический аппарат, созданный на базе платформы CubeSat. Он был запущен 11 декабря 2022 года в качестве одного из попутных грузов миссии Artemis I. Основное предназначение спутника — поиск следов водяного льда и летучих веществ в полярных кратерах Луны.

ESA завершило строительство «искусственной Луны»

Европейские инженеры завершили сборку пары спутников Proba-3. В ближайшее время они пройдут серию тестов, после чего их начнут готовить к запуску. намеченному на следующий год. Основная задача аппаратов — исследование солнечной короны. Ее изучение — непростая задача: для этого астрономам нужно каким-то образом «убрать» само Солнце. На Земле это происходит при полных солнечных затмениях. Но они, к сожалению, наблюдаются не каждый год и лишь в узкой полосе лунной тени. Ученые придумали как решить эту проблему. Один из спутников исполнит роль «искусственной Луны» для другого. После выхода на орбиту аппараты разойдутся на расстояние 144 м. Первый закроет Солнце для второго, что даст возможность наблюдать внутренние слои короны.

Дырявый «Союз» подгорел при посадке

Российский космический корабль «Союз МС-22», утечка охладителя из которого привела к кризису на Международной космической станции, сведен с орбиты. Его обгорелый спускаемый аппарат приземлился посреди казахской степи. На нем на Землю было возвращено около 218 кг результатов экспериментов и ценных грузов. Что они собой представляют, не сообщается. Теперь инженеры должны открыть «подкопченную» капсулу и узнать, какие же на самом деле температуры были внутри при входе в атмосферу и чем это угрожало космонавтам.

В сентябре 2022 года на этом корабле на МКС прибыли российские космонавты Сергей Прокопьев и Дмитрий Петелин, а также американский астронавт Фрэнк Рубио. Планировалось, что на нем же они возвратятся назад. Однако 14 декабря на «Союзе» произошла утечка жидкости из системы охлаждения. Это угрожало экипажу перегревом при входе в атмосферу. Устранить неисправность на орбите не удалось, и 23 февраля россия направила на станцию другой корабль. Таким образом, экипаж вместо запланированного полугода пробудет на орбите год.

На Луне обнаружены миллиарды тонн воды

В новом исследовании ученые из Китая обнаружили крошечные стеклянные шарики в лунной почве, указывающие на потенциальные места, где может храниться вода в огромном количестве. Насколько ее много? Исследователи заявили о возможных 297,6 млрд тонн. Выводы основываются на образцах, доставленных на Землю в ходе китайской миссии «Чанъэ-5». Каждая «бусинка» способна удерживать до 2000 микрограмм (0,002 г) воды на один грамм массы частицы. В результате анализа сигнатур гидратации ученые пришли к выводу, что шарики могут накапливать воду всего за несколько лет. Открытие очень поможет будущим колонистам на Луне. Возможность получить огромный резервуар воды способно сделать жизнь на поверхности естественного спутника Земли гораздо более комфортной во время длительных миссий.

Китай бросит вызов Starlink

До конца текущего года Китай начнет развертывание собственного мегаспутникового созвездия, предназначенного для предоставления услуг глобального интернета. Об этом говорится в сообщении Китайской аэрокосмической научно-технической корпорации (CASC). По замыслу разработчиков, китайский аналог Starlink (его иногда называют «Гован») будет состоять из 13 тысяч космических аппаратов, расположенных на низких околоземных орбитах. Ожидается, что опытная партия из первых 30 спутников будет готова уже к концу года. Для ее запуска будет использована ракета «Чанчжэн-5В».

Северное сияние
Северное сияние над долиной Шенандоа в Виргинии. Фото: Питер Фористер

Мощная электромагнитная буря на прошлой неделе создала невероятное полярное сияние, достигшее южных регионов США — аврора была замечена даже в пустынном штате Аризона. В Канаде оно выглядело особенно ярким и разноцветным. Редкое зрелище привлекло внимание фотографов по всей Северной Америке, наблюдавших потрясающее явление в течение 12 часов.

Интересная цифра: 10 тысяч лет

GRB 221009A
Вспышка гамма-излучения GRB 221009A, зарегистрированная обсерваторией XMM-Newton Европейского космического агентства

Ученые провели исследование вспышки гамма-излучения, зарегистрированной 9 октября 2022 года, и сделали потрясающий вывод: это была самая яркая и мощная вспышка из всех известных событий подобного рода. Команда ученых подтвердила, что всплеск был примерно в 70 раз ярче, чем что-либо, наблюдавшееся ранее. Исследователи считают, что взрыв 2022 года относится к событиям, происходящим примерно раз в 10 тысяч лет.

Запуск ракеты «Шавит». Источник: Ministry of Defense of Israel

В марте Израиль осуществил свой первый за три года космический пуск. Ракета «Шавит» успешно вывела на орбиту разведывательный спутник «Офек-13». Если посмотреть на его орбитальные параметры, то несложно заметить кое-что необычное: спутник движется вокруг Земли в «обратном» направлении. Команда The Universe Space Tech поможет вам разобраться, почему так происходит, в статье «Ретроградные» спутники, а об открытии темной материи и энергии читайте в материале Охота на невидимку.

Читайте в предыдущем дайджесте: Virgin Orbit оказалась на грани банкротства, а напечатанная на 3D-принтере ракета не достигла орбиты: дайджест новостей