Зонд NASA пролетел мимо Земли впервые за 17 лет, а июль оказался самым жарким месяцем за все время наблюдений: дайджест новостей

Подборка самых интересных космических новостей за неделю: в сентябре на небе можно будет увидеть недавно открытую комету; Марс будет исследовать новый робот-скалолаз, а мы рассказываем о Фебе — одном из наиболее загадочных спутников Сатурна.

«Наука — это то, что вы знаете, философия — это то, чего вы не знаете»

— Бертран Рассел

Зонд NASA вернулся к Земле спустя 17 лет после запуска

12 августа 2023 года построенный NASA космический аппарат STEREO-A прошел между Солнцем и Землей, совершив первый за 17 лет пролет нашей планеты. Этот визит предоставил ученым возможность собрать уникальные данные о нашем светиле.

Миссия STEREO началась в октябре 2006 года, когда NASA запустила пару идентичных зондов, получивших обозначение STEREO-A и STEREO-B. Они были выведены на близкую к земной гелиоцентрическую орбиту, после чего «разведены» таким образом, что один аппарат начал постепенно «обгонять» Землю, а другой, наоборот, «отставать» от нее. Со временем зонды STEREO расположились на орбите таким образом, что смогли использовать стереоскопический эффект для наблюдений за Солнцем. Это позволило им получать трехмерные изображения различных структур и явлений на поверхности нашей звезды. Также аппараты смогли определять направления движения корональных выбросов, что является недостижимой возможностью для одиночных космических обсерваторий вроде SOHO. К сожалению, в октябре 2014 года NASA потеряла контакт с аппаратом STEREO-В. Однако его «брат-близнец» остался в строю, и до сих пор продолжает наблюдения.

Июль 2023 года стал самым жарким месяцем за всю историю наблюдений

NASA сообщает, что средняя температура на Земле в июле 2023 года была выше, чем в любом июле до него, как для суши, так и для океана. Это означает, что прошедший месяц был самым жарким за всю историю наблюдений. Согласно полученным данным, средняя температура на Земле в июле 2023 года была на 0,24°C выше, чем в любом другом июле аж с 1880 года. Кстати, прошлый рекорд, который был превышен в этом году, был зафиксирован только в 2021-м. Если же сравнивать зафиксированные температуры с теми, что наблюдались с 1951 по 1980 год, то они окажутся выше уже на 2,1°C. А поскольку именно июль является самым жарким месяцем года, если отталкиваться от средней температуры по всей планете, это означает, что прошлый месяц стал самым жарким в истории. Страшная жара наблюдалась в Северной и Южной Америке, Африке и Азии.

Робот-скалолаз будет исследовать пещеры на Марсе

Робот с раскладными конечностями может оказаться на Марсе уже в ближайшие годы. Благодаря своей конструкции он сможет передвигаться по вертикальным поверхностям и исследовать пещеры и лавовые трубки. Команда инженеров из Стэнфордского университета разрабатывает проект робота для исследования космоса под названием ReachBot. Главной его особенностью должны стать раздвижные конечности, которые помогут ему не только цепляться за поверхности, но и упираться в них, и таким образом «зависать» в различных узких местах.

Необходимость его обусловлена тем, что на Марсе уже неоднократно находили пещеры и лавовые трубки. Последние представляют собой тоннели, которые имеют выход на поверхность в виде вертикальных шахт. Они многое могли бы рассказать нам об истории планеты, но современные роверы просто неспособны туда попасть. ReachBot будут работать, сочетая две разные технологии: раздвижные конструкции и манипуляторы. Отдельно друг от друга они давно уже используются в космосе. Первая помогает вместить в ракету большие аппараты, подобные James Webb. Вторая используется на МКС для того, чтобы перемещать грузы и элементы станции. Но вместе они будут объединены впервые.

Новая комета украсит земное небо в сентябре

Астрономы открыли ранее неизвестную комету. В сентябре она сблизится с Солнцем и может стать видимой на земном небе. Новая комета была найдена на снимках, сделанных японским астрономом Хидео Нишимурой. После того как ее существование было подтверждено другими наблюдателями, хвостатая гостья получила официальное обозначение C/2023 P1 (Nishimura). На данный момент о вновь открытой комете известно совсем немного. Но она уже успела привлечь внимание астрономов. Дело в том, что в следующем месяце C/2023 P1 (Nishimura) пройдет перигелий своей орбиты. 18 сентября она приблизится к Солнцу на расстояние в 0,22 а. е. (32 млн км). Это ближе, чем орбита Меркурия.

Ученые изобрели новый метод исследования аномалий под поверхностью других планет

Новый метод построения и проверки моделей планет, получивший название THeBOOGIe, позволяет узнать, что скрывается под их поверхностью, на основе исследования гравитационных аномалий. Это дает возможность находить не только большие полости, но и участки, заполненные более плотным материалом.

Новый метод сначала выбирает произвольную модель структуры планеты и проверяет, насколько она соответствует гравитационным аномалиям. Для этого он использует байесовский анализ, то есть статистику, которая не привязана к реальной структуре. Получив результат, компьютер меняет модель сотни тысяч и миллионы раз, пока не находит структуру, которая точно соответствует не только гравитационным, но и геологическим данным. Исследователи отмечают, что THeBOOGIe, который может быть усовершенствован с помощью дополнительных мер, хорошо подходит для дополнения моделей внутреннего строения планет на основе сейсмических данных и для определения внутренних особенностей меньших тел, не имеющих идеально слоистой структуры.

Галактика NGC 289. Источник: CTIO/NOIRLab/DOE/NSF/AURA

Представленное изображение было получено при помощи Камеры темной энергии (DECam), установленной на 4-метровом телескопе Виктора Бланко в Межамериканской обсерватории Серро-Тололо в Чили. Оно демонстрирует галактику NGC 289, которая расположена на расстоянии 75 млн световых лет от Земли по направлению к созвездию Скульптора. Как и Млечный Путь, она классифицируется как спиральная галактика с перемычкой. В то же время NGC 289 намного больше нашей галактики. Ее голубоватые спиральные рукава простираются более чем на 100 тыс. лет в окружающее пространство.

Интересная цифра: 11 680 звезд

Радиотелескоп Грин-Бэнк. Источник: wikipedia.org

Ученые из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе использовали радиотелескоп для того, чтобы исследовать 11 680 звезд, которые ранее исследовал космический телескоп TESS. Они пришли к выводу, что ближе, чем за 360 световых лет, разумных существ с высокой вероятностью нет.

Исследование проводилось в рамках программы по поиску инопланетной жизни «Are Alone in the Universe?». Основой для программы послужили исследования космического телескопа Transiting Exoplanet Survey Satellite, более известного как TESS. Он позволил выделить немало объектов, которые могут оказаться планетами, а ученые решили проверить, не поступает ли с какой-то из них радиосигнал. Для этого они использовали радиотелескоп обсерватории Green Bank. Исследования продолжались с 2020 по 2023 год. Ученые вели наблюдения на длине волн от 1,15 до 1,73 ГГц. После того, как добровольцы обработали сигналы, оказалось, что абсолютно все они были естественными. Это позволило ученым сделать вывод, что на расстоянии в 360 св. лет от Земли ни у одной звезды с вероятностью в 98,7 процента радиопередатчика, сигналы которого мы способны уловить, нет.

16 августа 1898 года сотрудник Арекипской обсерватории Делиль Стюарт сфотографировал Сатурн. Он не подозревал, что на снимки попал неизвестный спутник планеты, который позже назвали Фебой. В честь 125-летнего юбилея этого события мы бы хотели рассказать подробнее об одной из наиболее загадочных сатурнианских лун.

Читайте в предыдущем дайджесте: Сильные солнечные вспышки вызвали сбой радиосвязи в США, а древний наконечник стрелы оказался сделанным из метеорита: дайджест новостей.