Жизнь во Вселенной могла возникнуть через 350 млн лет после Большого взрыва

Астрономы обнаружили углерод в галактике, которая сформировалась через 350 млн лет после Большого взрыва. Открытие свидетельствует о возможности существования условий для зарождения жизни почти сразу после возникновения первых галактик во Вселенной.

Совместное изображение телескопов Hubble и James Webb, демонстрирующее столкновение двух скоплений галактик. Источник: NASA, ESA, CSA, STScI, J. Diego (Instituto de Física de Cantabria, Spain), J. D’Silva (U. Western Australia), A. Koekemoer (STScI), J. Summers & R. Windhorst (ASU), and H. Yan (U. Missouri)

Наблюдения космическим телескопом James Webb показали, что значительное количество углерода было высвобождено во время взрывов сверхновых первого поколения звезд. Углерод, важный для формирования первых планет и жизни, считался редкостью в ранней Вселенной.

Профессор Роберто Майолино из Кембриджского университета отметил, что обнаружение ключевого элемента для зарождения жизни в такой ранний период существования Вселенной, является огромным научным прорывом. Обнаружение большого количества углерода в далекой галактике намекает на возможность раннего возникновения жизни во Вселенной гораздо раньше, чем считали ученые.

Ранняя Вселенная

Ранние этапы Вселенной состояли преимущественно из водорода, гелия и немного лития. Другие элементы, включая те, что сформировали Землю и человека, образовались в звездах и высвобождались во время взрывов сверхновых. С каждым новым поколением звезд Вселенная обогащалась более тяжелыми элементами, что позволяло формироваться каменистым планетам и образовывало более благоприятные условия для зарождения жизни.

Углерод, способный слипаться в пыль в дисках вокруг звезд, превращался в первые планеты. Ранее считалось, что обогащение углеродом произошло лишь через 1 млрд лет после Большого взрыва. Но последние исследования говорят о наличии углерода уже через 350 млн лет, что свидетельствует о его быстром высвобождении в сверхновых первого поколения.

Это не меняет времени зарождения жизни на Земле примерно 3,7 млрд лет назад, но указывает на то, что условия для жизни в других частях Вселенной могли появиться гораздо раньше. Анализируя, как и когда образовались первые металлы внутри звезд, можно установить временные рамки для первых шагов к формированию жизни.

Старая галактика с «кирпичиками» жизни

Обнаруженная галактика — пятая по удаленности. Она небольшая и компактная, примерно в 100 тыс. раз меньше Млечного Пути. Ученые предполагают, что эта галактика со временем развилась в нечто значительно большее, размером с Млечный Путь, и уже достаточно массивная для своего возраста.

Анализ спектра света от галактики позволил обнаружить углерод и предварительно кислород и неон. Это свидетельствует о том, что ключевые для жизни элементы уже существовали в ранней Вселенной.

Ранее мы сообщали о том, как у одинокой соседки Млечного Пути найдены артефакты из далекого прошлого.

По материалам theguardian.com