Virgin Orbit оказалась на грани банкротства, а напечатанная на 3D-принтере ракета не достигла орбиты: дайджест новостей

Подборка самых интересных космических новостей за неделю: NASA засняла на Солнце гигантский торнадо; венерианская миссия VERITAS оказалась под угрозой, а мы рассказываем об исследованиях нашего светила.

Подробнее о каждой новости читайте по гиперссылке.

«Ничего в жизни не нужно бояться, ее нужно только понимать. Настало время понять больше, чтобы меньше бояться»

― Мария Кюри

Первая напечатанная на 3D-принтере ракета не смогла достичь орбиты

22 марта компания Relativity Space осуществила первый пуск ракеты Terran 1, 85% компонентов которой напечатано при помощи 3D-принтера. Носитель успешно стартовал, но не смог достичь орбиты из-за отказа второй ступени.

Вначале полет проходил в соответствии с планом. Ракета успешно оторвалась от стартовой площадки и преодолела участок Max-Q — точку, в которой она подвергается максимальному аэродинамическому сопротивлению и испытывает наибольшие нагрузки. На 165-й секунде полета Terran 1 успешно сбросила первую ступень. Сбой произошел на участке работы второй ступени. Судя по кадрам с бортовой камеры, ее двигатель работал с перебоями, а затем и вовсе отключился. В результате ракета не смогла развить первую космическую скорость и упала в Атлантический океан.

Virgin Orbit оказалась на грани банкротства

Будущее компании Virgin Orbit висит на волоске. Чтобы спастись от банкротства, она активно ищет денежные вливания. Последний год компания пыталась добиться успеха в сфере вывода на орбиту спутников, но потерпела серьезную неудачу в январе, когда попытка запуска над Великобританией закончилась неудачей. Недавно потенциальный покупатель внезапно отказался от сделки на 200 млн долларов. Теперь с предприятием ведут переговоры другие компании. Но если инвестор быстро не найдется, банкротство может произойти уже на этой неделе.

NASA заметила стремительно растущую «вмятину» магнитного поля Земли

NASA активно наблюдает за удивительной Южно-Атлантической аномалией, простирающейся между Южной Америкой и Юго-западной Африкой.

Это явление ученые сравнивают с «вмятиной» в магнитном поле Земли или своеобразной «выбоиной в космосе». Феномен непосредственно влияет на космические аппараты, обращающиеся на низких околоземных орбитах и проходящие через него. Дело в том, что спутники и Международная космическая станция особенно уязвимы к ослабленной напряженности магнитного поля в этой области. Из-за этого протоны высоких энергий, испускаемые Солнцем, поражают бортовые технологические системы и могут вывести их из строя.

Венерианская миссия NASA оказалась под угрозой

Недавно представленный проект нового бюджета NASA фактически не предполагает выделения средств для разработки миссии VERITAS. В следующем году она получит лишь 1,5 млн долларов, в то время как ранее агентство предполагало потратить на нее 56,7 млн долларов. По мнению экспертов, недостаток финансирования может привести к отмене проекта.

Миссия VERITAS (Venus Emissivity, Radio Science, InSAR, Topography and Spectroscopy) была официально выбрана для реализации в ходе отбора по программе Discovery в 2021 году. Она разрабатывается Лабораторией реактивного движения (JPL NASA). В ее рамках к Венере предполагают отправить орбитальный аппарат, который займется ее картографированием и изучением тектонических процессов. Он составит детальнейшую трехмерную карту венерианской поверхности, которая поможет дать ответ на вопрос, какой была ближайшая планета в далеком прошлом и могла ли она обладать океаном.

Sierra Space взорвала надувной модуль для космической станции

Компания Sierra Space, создающая космическую станцию Orbital Reef, намеренно взорвала модель надувного модуля для нее с помощью избыточного давления. Таким образом была испытана прочность конструкции. При этом модуль — совсем не резиновый: он сплетен из отдельных гибких волокон, плотно подогнанных друг к другу. В следующих испытаниях, которые начнутся в этом году, инженеры будут использовать уже полноразмерный модуль с металлическими деталями.

Конечная цель этих действий — сертификация модулей для будущей космической станции Orbital Reef. Всего в 2021 году NASA выделила 415 млн долларов трем консорциумам для разработки коммерческих орбитальных комплексов. Команда Orbital Reef получила 130 млн долларов, Nanoracks LLC — 160 млн долларов, а Northrop Grumman собрала 125,6 млн долларов. Аттестация всех этих конструкций продолжается прямо сейчас.

Огненное торнадо на Солнце. Источник: NASA/SDO/composite by Steve Spaleta

Всю прошлую неделю над Солнцем поднималась гигантская нить перегретой плазмы, которая в конце концов упала на его поверхность, образовав огромный торнадо размером в 14 раз больше Земли. Кроме того, на нашем светиле сейчас можно наблюдать шесть пятен и сразу две корональные дыры. Сквозь них «дует» особенно сильный солнечный ветер. И все это происходит в дни весеннего равноденствия, когда ось магнитного поля нашей планеты перпендикулярна направлению солнечного ветра и опасность возникновения магнитных бурь резко возрастает.

Интересная цифра: 949,3 млн долларов

Концепт миссии Mars Sample Return. Источник: NASA/JPL-Caltech

NASA запросила 949,3 млн долларов на реализацию миссии MSR (Mars Sample Return) в 2024 году. Эта сумма заметно превышает прошлогоднюю оценку потребностей организации. Дальнейший рост расходов на миссию может поставить под угрозу реализацию других проектов. Так, лишь в текущем году на нее будет выделено 653,2 млн долларов. Еще недавно NASA оценивала потребности MSR на 2024 год в 800 млн долларов. Однако, судя по всему, специалисты недооценили затраты, необходимые для реализации столь амбициозного проекта.

Миссия MSR разрабатывается NASA в сотрудничестве с ESA. Ее целью является доставка на Землю образцов грунта, собранных марсоходом Perseverance.

Дэйна Боллес, ведущий специалист по внешним информационным технологиям Дирекции научных миссий в штаб-квартире NASA. Источник: NASA / Aubrey Gemignani

На этой неделе мы продолжаем рассказывать об изучении Солнца. В настоящее время исследования солнечной короны осуществляют два межпланетных аппарата: Parker Solar Probe (PSP, NASA) и Solar Orbiter (SolO, ESA). О том, как они работают и как ученые исследуют с их помощью нашу ближайшую звезду, читайте подробнее в статье «Солнце в фокусе космических аппаратов».

В Соединенных Штатах март — это Месяц женской истории. Именно в это время многие общественные и правительственные организации рассказывают о женщинах, внесших значительный вклад в развитие современного общества. Не стала исключением и аэрокосмическая сфера. Особенно нас поразила Дэйна Боллес — ведущий специалист по информационным технологиям NASA. Мы хотим поделиться с вами ее вдохновляющей историей в статье «Дотянуться до NASA, несмотря на инвалидность».

Читайте в предыдущем дайджесте: У Starlink появился новый конкурент, а NASA заменит российские корабли за миллиард: дайджест новостей