Тайна «Звезды смерти»: Мимас скрывает самый молодой океан Солнечной системы

Скрытый в недрах Мимаса океан, является самым молодым в Солнечной системе. Его возраст составляет от 5 до 15 млн лет. К такому выводу пришли исследователи, чья статья была опубликована в недавнем выпуске журнала Nature.

Спутник — «Звезда смерти»

Мимас — это относительно небольшой 400-километровый спутник Сатурна. До недавнего времени эта ледяная луна была в основном известна благодаря характерному 139-километровому  ударному  кратеру Гершель, придающему ей визуальное сходство со Звездой Смерти из «Звездных войн».

Мимас. Источник: NASA/JPL-Caltech/Space Science Institute

Но несколько лет назад ученые заподозрили, что под поверхностью Мимаса скрывается океан. На это указывают данные, собранные миссией Cassini. Земному посланцу удалось обнаружить  характерные «раскачивания» спутника, свидетельствующие о том, что на глубине 30 км в его недрах скрывается прослойка жидкой воды.

При этом надо подчеркнуть, что внешне Мимас никак не выдает наличие в своих недрах океана. В отличие от Европы, его поверхность покрыта множеством древних кратеров и на нем нет разломов и гейзеров, как на Энцеладе.

Самый молодой океан Солнечной системы

Международная команда ученых заинтересовалась этим моментом и провела новое исследование, сделав акцент на орбите Мимаса, а точнее говоря, на небольших изменениях, которые она претерпевает из-за наличия внутри океана. Оно показало, что под действием приливных сил орбита Мимаса должна постепенно терять эксцентриситет и становиться более круглой. В свою очередь это позволило оценить возраст океана. Ответ удивил ученых. Океан Мимаса очень молод, его возраст составляет от 5 до 15 млн лет.

Мимас на фоне колец Сатурна. Источник: NASA

Это может объяснить, почему Мимас не демонстрирует такой же активности, как Европа или Энцелад. Моделирование показало, что граница между океаном и льдом достигла глубины менее 30 километров совсем недавно (менее 2-3 миллионов лет назад). Это слишком короткий промежуток времени для появления признаков активности на поверхности. Благодаря этому открытию в будущем Мимас может стать одной из приоритетных целей для исследований, результатом которых будет поиск ответа на вопрос о происхождении жизни в Солнечной системе.