США построят космический киберполигон для борьбы с хакерскими атаками, а Viasat продает свою сеть военной связи: дайджест новостей

Подборка самых интересных космических новостей за неделю: ученые построили самую большую в мире астрономическую цифровую камеру; NASA отказалась от марсохода Airbus Sample Fetch Rover, а мы рассказываем, насколько сильно частный капитал изменил космическую отрасль и какие климатические изменения видны с орбиты.

«Космос большой. Вы просто не поверите, насколько он огромен, огромен, ошеломляюще велик. Я имею в виду, вы можете подумать, что до аптеки далеко, но это пустяки по сравнению с космосом».

― Дуглас Адамс, «Автостопом по Галактике»

ВВС США построят космический киберполигон

Исследовательская лаборатория ВВС США планирует запустить в космос четыре кубсата и создать отдельный центр управления ими с необходимой для этого структурой. Все это будет использоваться как киберполигон для отработки противодействия хакерским атакам на спутники. Война в Украине привела к усилению угрозы кибератак на спутники. Американские военные обнаружили, что принципы, по которым они до сих пор строили свои коммуникации в космосе, малоэффективны, и решили создать новую, более гибкую систему. Особое внимание в ней будет уделяться кибербезопасности и привлечению коммерческих партнеров.

Viasat продает сеть военной связи L3Harris Technologies

Телекоммуникационный сервис Viasat продает свою систему военной спутниковой связи Link 16 компании L3Harris Technologies за 1,96 млрд долларов. Соглашение будет окончательно принято в начале 2023 года. Link 16 — один из самых прибыльных бизнесов Viasat. Подразделение, в котором работает 450 сотрудников, получает годовую прибыль в 400 млн долларов. Это составляет примерно 35% от общего дохода всей Viasat Government Systems. L3Harris Technologies — один из самых главных оборонных подрядчиков Министерства обороны США. Его годовой оборот составляет 17 млрд долларов.

Неизвестно, связано ли как-то это решение с войной в Украине, но именно на терминалы Viasat, которые используют ВСУ, была осуществлена ​​кибератака в самом начале широкомасштабного вторжения.

Ученые предложили новую теорию, почему Уран «лежит на боку»

Ученые предложили новое объяснение, почему наклон экватора Урана к плоскости орбиты составляет 98°.  Планета движется по своей орбите, как бы катясь на боку, и вращается вокруг оси в обратную сторону относительно других больших планет Солнечной системы, не считая Венеры. Такую странную ситуацию обычно объясняют столкновением с каким-то крупным телом.

Недавно другая группа ученых опубликовала исследование, согласно которому миграция крупнейшего спутника Сатурна Титана, прецессия его оси и еще одна большая луна, существовавшая более 100 млн лет назад, связываются в единое целое. Учитывая это, астрономы решили проверить, могла ли миграция, подобная той, которая происходит с Титаном, привести к тому, что Уран сейчас «лежит на боку». Оказалось, что для того, чтобы его ось вращения наклонилась на 98°, достаточно миграции спутника, по массе вдвое меньшего, чем Луна.

Космическая пушка SpinLaunch забросила спутник на высоту 7,6 км

NASA вскоре будет выводить свои спутники на низкую околоземную орбиту благодаря недавно заключенному партнерству со стартапом, работающим над гигантской космической пушкой SpinLaunch в виде центрифуги.

Во время испытаний в конце сентября космическая пушка стартапа запустила с базы Spaceport America, расположенной в пустыне Хорнада-дель-Муэрто в штате Нью-Мексико, капсулу с полезным грузом, включающим фотокамеру, на высоту 7600 м. Эта демонстрация помогла проиллюстрировать, как альтернативная технология запуска поможет отправлять спутники и другие объекты на низкую околоземную орбиту или за ее пределы дешевым и экологически чистым способом.

NASA отказалась от марсохода Airbus Sample Fetch Rover

Через четыре года после того, как NASA заключила контракт на создание четырехколесного Sample Fetch Rover, организация объявила, что он больше не нужен. Британский проект сорвал неожиданный успех вертолета Ingenuity, прибывшего на Красную планету в 2021 году вместе с ровером Perseverance. Полеты в атмосфере Марса вдохновили аэрокосмическую администрацию на проектирование подобного летательного аппарата для выполнения той же задачи по сбору образцов.

Коллаж из снимков, сделанных телескопами Chandra и James Webb

NASA опубликовала серию снимков JWST, которые были дополнены данными рентгеновской обсерватории Chandra. На них можно увидеть множество новых, ранее неизвестных подробностей. На первой фотографии запечатлен «Квинтет Стефана» — группа из пяти галактик, расположенных по направлению созвездия Пегаса. На второй фотографии можно увидеть галактику «Колесо Телеги». Третий снимок посвящен галактическому скоплению SMACS 0723, четвертый — Туманности Киля.

Интересная цифра: 3200 мегапикселей

Фотокамера Legacy Survey of Space and Time (LSST) уже вошла в Книгу рекордов Гиннесса

Исследователи из лаборатории SLAC после семи лет работы почти закончили создание камеры Legacy Survey of Space and Time (LSST). Это самая большая в мире цифровая фотокамера, когда-либо строившаяся для астрономии. Ее размеры и масса впечатляют: она весит три тонны, а по величине сравнима с небольшим автомобилем. Такие размеры ей необходимы, чтобы вместить 1,57-метровую линзу и цифровой сенсор с разрешением 3200 мегапикселей. Стоит отметить, что этот объектив уже вошел в Книгу рекордов Гиннеса. Более того, на борту камеры находится устройство для ее охлаждения до -100°C для уменьшения искажений. Она способна охватить участок неба, более чем в 40 раз превышающий по площади диск полной Луны.

В эти дни весь мир отмечает Всемирную неделю космоса. Ее тема в 2022 году — «Космос и устойчивость», в рамках которой основное внимание уделяется достижению устойчивого развития в космосе и на Земле путем использования космических технологий. Каждый день с 4 по 10 октября у нас на сайте выходит новая тематическая статья. Рекомендуем вам прочесть их все, а начать с материалов «Как частный капитал изменил космическую отрасль» и «5 климатических изменений, которые видны из космоса».

Читайте в предыдущем дайджесте: Стратосферная обсерватория SOFIA совершила последний полет, а миссия DART столкнулась с астероидом: дайджест новостей