Создатели утонувшего батискафа «Титан» хотят построить дом на Венере, а ESA задумалось, как колонистам постирать белье на Луне: дайджест новостей

Подборка самых интересных космических новостей за неделю: аналитики NASA оценили, как разрушение Каховской плотины повлияло на сельское хозяйство; ученые получили сигнал от зонда Voyager 2, а мы рассказываем, как украинская команда ракетомоделистов готовилась к международным соревнованиям в США.

Каждый, кто перестает учиться, стареет — неважно, в 20 или 80 лет. А любой другой, кто продолжает учиться, остается молодым. Самое главное в жизни — это сохранить мозг молодым.

— Генри Форд

Грязное нижнее белье может стать проблемой для колонистов на Луне

Европейское космическое агентство (ESA) проявило заинтересованность в исследовании, направленном на преодоление проблемы зловония, накапливающегося в белье астронавтов. Цель этого проекта — сохранение внутренней части скафандров чистой для будущих миссий Artemis, ведь в условиях проживания на Луне или в космическом корабле регулярная стирка скафандров оказывается непрактичной. Сам процесс такой стирки достаточно сложный. При этом возникающие загрязнения могут представлять проблему, особенно при поочередном использовании скафандра несколькими астронавтами.

В настоящее время в конструкции скафандров используются антимикробные материалы — такие, как серебро и медь. Но ESA указывает на возможность раздражения кожи астронавтов, переноса инфекций, а также на характерные потускнения экипировки при регулярном использовании. В рамках более широкого проекта под названием «Текстиль для исследования планет» (PExTEx) Австрийский космический форум взял на себя ответственность за реализацию замысла «Биоцидная технология покрытия для уменьшения микробной активности» (BACTeRMA). Чтобы решить эту проблему, ученые, работающие над проектом BACTeRMA, исследуют химические соединения, известные как вторичные метаболиты, которые производят микробы для самозащиты. Некоторые из этих соединений обладают антибиотическими свойствами.

Voyager 2 жив: NASA получила сигнал из межзвездного пространства

Сети дальней космической связи NASA (DSN) удалось перехватить сигнал от находящегося в межзвездном пространстве зонда Voyager 2. Он подтверждает, что земной посланец сохраняет работоспособность и продолжает пересылать информацию. 21 июля 2023 года NASA утратила с ним связь. Это произошло из-за набора переданных ему команд, одна из которых оказалась ошибочной. Выполнив ее, аппарат изменил свою ориентацию, и его антенна отклонилась на два градуса от направления на Землю. Этого оказалось достаточно, чтобы зонд потерял возможность как принимать команды, так и передавать собранную информацию.

Voyager 2 имеет встроенный предохранитель как раз на случай возникновения такой ситуации. Он запрограммирован периодически «сбрасывать» свою ориентацию, чтобы его антенна всегда оставалась направлена в сторону Земли. Проблема в том, что следующий подобный сброс состоится 15 октября. NASA решила попытаться сократить период ожидание и использовать Сеть дальней космической связи, чтобы услышать аппарат. Для этого был задействован комплекс антенн в Канберре. На данный момент это единственная станция на Земле, способная поддерживать связь с находящимся на расстоянии почти 20 млрд км зондом.

Исследователь металлического астероида получил гигантские солнечные батареи

Специалисты Космического центра им. Кеннеди успешно установили солнечные батареи на зонд Psyche. Эта операция стала одним из последних шагов на пути к запланированному на октябрь запуску. Его целью является астероид Психея, отличающийся высоким содержанием металлов (железа и никеля). Согласно популярной гипотезе, он представляет собой осколок ядра протопланеты, погибшей на заре формирования Солнечной системы.

Орбита Психеи пролегает на расстоянии 430 млн км от Солнца. Это почти втрое больше, чем расстояние между Солнцем и Землей. По этой причине окрестностей астероида достигает в десять раз меньше солнечного света, нежели нашей планеты. Поэтому конструкторам пришлось оснастить Psyche весьма внушительными фотогальваническими панелями, суммарная площадь поверхности которых составляет 75 м². Это крупнейшие солнечные батареи, когда-либо построенные Лабораторией реактивного движения NASA. Полученная ими энергия будет использована для превращения топлива (инертный газ ксенон) в плазму, а затем ускорения ее в электрическом поле, что создаст слабую, но непрерывную реактивную тягу, которую можно поддерживать годами. Благодаря отсутствию атмосферного сопротивления во время своего путешествия по Поясу астероидов аппарат разгонится относительно Земли до скорости 200 тыс. км/ч.

Последний «украинский» Antares успешно достиг орбиты

В ночь с 1 на 2 августа американская ракета Antares успешно стартовала в космос. Она вывела на орбиту корабль Cygnus, который доставит грузы на МКС. Этот старт стал последним для версии носителя, использующей первую ступень, построенную в Украине. Миссия называется NG-19 и является частью программы коммерческих служебных миссий, реализуемой NASA вместе с несколькими компаниями. Грузовой корабль Cygnus везет на космическую станцию 3700 кг различных припасов и вспомогательных материалов. На этот раз он получил собственное имя Laurel Clark — в честь астронавтки, погибшей в катастрофе шаттла Columbia.

Однако для Украины в этой миссии важнее другое. Это последняя ракета Antares серии 230. Именно на них использовались ступени, построенные на украинском предприятии «Южный машиностроительный завод», расположенном в Днепре. Наша страна много лет была надежным партнером Northrop Grumman в запусках этих ракет, однако широкомасштабное вторжение россии сделало производство ступеней невозможным.

Спутники NASA: как разрушение Каховской плотины повлияло на сельское хозяйство

Команда NASA Harvest с помощью спутников следит за тем, как развивается ситуация на юге Украины. После разрушения Каховской ГЭС обмелели каналы и возникла угроза для полей. На данный момент катастрофических последствий не наблюдается. Однако вода уже не поступает в четыре основных оросительных канала, которые черпали ее из этого водоема. Она просто не попадает в водозаборы. Сейчас специалисты NASA Harvest изучают, как это повлияет на сельское хозяйство в регионе. Эта работа является частью значительно большего исследования, цель которого — понять, как вторжение россии повлияло на растениеводство в Украине.

​​Природная экосистема Запорожской, Херсонской и юга Днепропетровской области представляет собой полусухую степь. За лето здесь обычно выпадает от 100 до 120 мм осадков. Этого мало для выращивания зерновых, кукурузы, подсолнечников, арбузов и томатов. Однако с 1960-х годов здесь построена сеть каналов общей протяженностью 12 тыс. км, обеспечивающая водой 500 тыс. гектаров полей. Но теперь все они пустые, и Министерство аграрной политики Украины предупреждает об угрозе опустынивания нескольких миллионов гектаров, начиная с 2024 года.

Галактика NGC 6822 (снимок James Webb). Источник: ESA

Космический телескоп James Webb (JWST) сфотографировал неправильную галактику NGC 6822. Снимок демонстрирует распределение пыли внутри нее. NGC 6822 является одним из ближайших соседей Млечного Пути — она расположена от него на расстоянии 1,5 млн световых лет. Галактика  отличается очень низкой металличностью (содержанием элементов тяжелее водорода и гелия), что делает ее идеальной природной лабораторией для исследования процессов, происходивших в ранней Вселенной. Среди них — эволюция звезд и жизненный цикл межзвездной пыли.

Интересная цифра: дом на Венере для 1000 человек

Humans2Venus
Humans2Venus намерен создать колонию на Венере до 2050 года

Один из чрезвычайно амбициозных проектов сейчас готовит стартап Humans2Venus. Это исследовательская группа, созданная Гильермо Зонлейном — соучредителем компании OceanGate, батискаф «Титан» которой трагически затонул во время погружения к печально известному «Титанику». Цель проекта — создать колонию, способную плавать над поверхностью Венеры — самой горячей планеты Солнечной системы. Зонлейн надеется, что к 2050 году удастся построить там дом для 1000 человек.

Венера, хоть ее иногда и называют близнецом Земли, на самом деле очень враждебна. Ее густая углекислотная атмосфера создает мощный парниковый эффект. В результате температура на поверхности достигает адских 475° по Цельсию. Если Венера — сестра Земли, то очень злая и опасная, как агрессивный сосед Украины на северо-востоке.

Украинская команда ракетомоделистов не только приняла участие в международных соревнованиях в США, но и завоевала на них 14 медалей. Даже война не смогла помешать украинцам заниматься ракетомоделированием. О том, как им это удалось, рассказывает наш автор Александр Бурлака, который пообщался с командой.

На этой неделе Национальной аэрокосмической администрации США (NASA) исполнилось 65 лет. Ее работа сопряжена с рядом мифов и заблуждений. И один из них заключается в том, что организация обладает каким-то поистине «космическим» бюджетом, позволяющим ей делать все, что захочется. К сожалению, в реальности все совсем не так. Наш журналист Никита Литвинов раскрывает секрет, каков же на самом деле бюджет NASA. И напоследок предлагаем вам наш новый материал, посвященный экологии. На этот раз вы узнаете о пяти важных технологиях для защиты окружающей среды, появившихся на свет благодаря достижениям космической эры.

Читайте в предыдущем дайджесте: Amazon планирует конкурировать со Starlink, а NASA профинансирует разработку перспективных лунных технологий: дайджест новостей