Зонд Voyager 1 «ожил» после 5-месячного сбоя

Оба космических аппарата NASA Voyager, запущенные в 1970-х годах, давно уже преодолели орбиту Плутона и вышли в межзвездное пространство, что сделало их самыми отдаленными искусственными объектами, которые когда-либо были созданы человеком. Однако, как и следовало ожидать от устаревшей технологии, которой почти 50 лет, оба зонда уже сталкиваются с определенными техническими трудностями.

Ілюстрація зонда Voyager 1
Иллюстрация зонда Voyager 1

Недавние проблемы с Voyager 1 достигли апогея в ноябре прошлого года, когда NASA объявила, что у космического аппарата возникли проблемы со связью. Хотя приборы и большинство систем работали как ожидалось, возникла проблема с одним из бортовых компьютеров, который называется «Система полетных данных» (FDS). Неисправность означала, что научные и инженерные данные поступали на Землю искаженными. FDS отвечает за упаковку данных с космического аппарата и передачу их на Землю. Одна из микросхем памяти в FDS вышла из строя, что привело к отправке данных ненадлежащим образом.

Теперь, после пяти месяцев проблем с аппаратом, NASA объявила, что снова вышла на стабильную связь с Voyager 1.

Траектория движения аппаратов Voyager и Pioneer. Источник: NASA/JPL

Заменить микросхему в космическом аппарате, который находится на расстоянии более 24 млрд км, невозможно. Поэтому инженерам Лаборатории реактивного движения NASA пришлось придумать способ перенаправления данных в обход сломанной микросхемы. Но на таком старом оборудовании не так много ресурсов. Не было единого места, где можно было бы хранить код с чипа, поэтому его пришлось разделить и хранить в разных местах вокруг FDS.

Первая порция нового кода была отправлена на Voyager 1 18 апреля. Но зонд находится настолько далеко от Земли, что нужны сутки, чтобы сигнал добрался до аппарата, а затем еще один день, чтобы ответ поступил обратно на Землю. Но были и хорошие новости: 20 апреля команда получила информацию о состоянии и статусе космического аппарата впервые с ноября 2023 года.

Теперь команда продолжит отправлять обновления программного обеспечения для решения проблемы FDS и, надеемся, вскоре снова сможет получить доступ к научным данным.

Ранее мы сообщали о том, как Voyager 2 обогнал Pioneer 10.

По материалам jpl.nasa.gov