Спутники NASA: как разрушение Каховской плотины повлияло на сельское хозяйство

Команда NASA Harvest с помощью спутников следит за тем, как развивается ситуация на юге Украины. После разрушения Каховской ГЭС обмелели каналы, а вместе с тем возникла угроза для полей. Однако на данный момент катастрофических последствий не наблюдается.

Каховское водохранилище и поля к югу от него 17 мая
Каховское водохранилище и поля к югу от него 17 мая. Источник: scitechdaily.com

Последствия разрушения ГЭС на спутниковых снимках

Консорциум ученых NASA Harvest, с помощью спутников наблюдающий за состоянием сельского хозяйства по всей планете, с беспокойством следит за тем, как развивается ситуация на юге Украины. После того, как 6 июня россияне разрушили плотину Каховской ГЭС, водохранилище, которое было расположено выше по течению, перестало существовать.

Вода уже не поступает в четыре основных оросительных канала, которые черпали ее из этого водоема. Она просто не попадает в водозаборы. Сейчас специалисты NASA Harvest изучают, как это повлияет на сельское хозяйство в регионе. Эта работа является частью значительно большего исследования, цель которого — понять, как вторжение россии повлияло на растениеводство в Украине.

Каховское водохранилище и поля к югу от него 18 июня
Каховское водохранилище и поля к югу от него 18 июня. Источник: scitechdaily.com

Согласно уже опубликованным данным, водозаборы всех четырех каналов опустели почти с самого момента теракта. Однако полностью они не пересохли благодаря тому, что весной и в июне здесь прошли обильные дожди.

Возможное опустынивание

Природная экосистема Запорожской, Херсонской и юга Днепропетровской области представляет собой полусухую степь. За лето здесь обычно выпадает от 100 до 120 мм осадков. Этого мало для выращивания зерновых, кукурузы, подсолнечников, арбузов и томатов. Однако с 1960-х годов здесь построена сеть каналов общей протяженностью 12 тыс. км, обеспечивающая водой 500 тыс. гектаров полей.

Водозабори. Джерело
Водозаборы. Источник: scitechdaily.com

Однако теперь все они пустые, и Министерство аграрной политики Украины предупреждает об угрозе опустынивания нескольких миллионов гектаров, начиная с 2024 года. NASA Harvest пока окончательных выводов по этому поводу не делают. Специалисты сравнивают снимки Каховского водохранилища, сделанные 7 июня 2022 года спутником Landsat 8, с аналогичными фотографиями от 18 июня 2023 года авторства спутника Landsat 9 и констатируют, что да, оно опустело.

Фотографии NASA Harvest также подтвердили, что водозаборы сухие. Однако ученые призывают не паниковать по поводу того, что поля, попавшие на эти фотографии, приобрели коричневый цвет. Это всего лишь результат того, что с них убрали озимые.

Водохранилище и каналы
Водохранилище и каналы. Источник: scitechdaily.com

Консорциум использует специализированные инструменты GIMMS Global Agricultural Monitoring и AGMET EO Indicator dashboard, позволяющие оценить состояние растений по тому, насколько они зеленые. И они, по состоянию на начало июля, не показывали значительных отклонений.

Однако NASA Harvest все же отмечают, что опасность для тех сельскохозяйственных культур, которые будут собираться в конце лета — начале осени, все же существует. В конце июня они спрогнозировали, что урожай пшеницы в Украине этим летом составит 25 млн тонн. Это на 2 млн тонн меньше, чем в среднем собирали в государстве в течение последних пяти лет.

По материалам scitechdaily.com.