Грязное нижнее белье может стать проблемой для колонистов на Луне

Европейское космическое агентство (ESA) проявило заинтересованность в исследовании, направленном на преодоление проблемы зловония, накапливающегося в белье астронавтов. В своем пресс-релизе оно отметило, что особое внимание уделяет проекту, проводящемуся Австрийским космическим форумом. Цель этого проекта — сохранение внутренней части скафандров чистой для будущих миссий Artemis, во время которых планируется возвращение европейских и американских астронавтов на Луну впервые за последние полвека.

Скафандры
Скафандры могут сильно загрязниться во время многомесячных экспедиций на Луну и Марс. Фото: Unsplash

В рамках более широкого проекта под названием «Текстиль для исследования планет» (PExTEx) Австрийский космический форум взял на себя ответственность за реализацию замысла «Биоцидная технология покрытия для уменьшения микробной активности» (BACTeRMA). Основная его цель — обеспечить гигиену в экстремальных космических условиях, и в частности — соблюдение чистоты скафандров.

Инженер ESA Малгожата Голиньска сравнивает эту задачу с поддержанием чистоты нижнего белья на Земле, где есть доступ к стиральным машинам и сушилкам. Однако в условиях проживания на Луне или в космическом корабле регулярная стирка скафандров оказывается непрактичной. Сам процесс такой стирки достаточно сложный. При этом возникающие загрязнения могут представлять проблему, особенно при поочередном использовании скафандра несколькими астронавтами.

В настоящее время в конструкции скафандров используются антимикробные материалы — такие, как серебро и медь. Но ESA указывает на возможность раздражения кожи астронавтов, переноса инфекций, а также на характерные потускнения экипировки при регулярном использовании.

Астронавт
Астронавт готовится надевать скафандр в невесомости перед выходом в открытый космос. Фото: ESA

Чтобы решить эту проблему, ученые, работающие над проектом BACTeRMA, исследуют химические соединения, известные как вторичные метаболиты, которые производят микробы для самозащиты. Некоторые из этих соединений обладают антибиотическими свойствами.

Совместно с командой BACTeRMA и фирмой Vienna Textile Lab австрийские ученые работают над созданием бактериографической коллекции биоцидных материалов. Они тестируют их чувствительность к радиации, лунной пыли и имитации человеческого пота, чтобы определить их эффективность в космических условиях.

На данный момент прототип биоцидного текстиля испытывается в симуляторе скафандра. В ближайшее время его могут использовать в ходе имитации миссии на Марс, запланированной на следующий год.

Проблемы космической гигиены не новы. Однако этот подход потенциально способен помочь сохранить свежесть скафандров во время миссии Artemis, когда астронавты будут иметь дело с космическим пространством на протяжении многих месяцев. Важно иметь в виду, что обеспечение надлежащих гигиенических условий является критическим для успешного выполнения будущих лунных миссий.

Ранее мы рассказывали об истории скафандров.

По материалам ESA.