рогозин угрожает ESA из-за отказа сотрудничать в рамках миссии ExoMars, а Rocket Lab вывела на орбиту американский спутник-шпион: дайджест новостей

Подборка интереснейших космических новостей к завтраку: James Webb сфотографировал Юпитер. Японский стартап покажет возможности нового робота-манипулятора на борту МКС, а мы рассказываем, что такое суперлуние.

россия угрожает европейскому манипулятору МКС после отказа от ExoMars

Европейское космическое агентство (ESA) официально прекратило сотрудничество с Россией по миссии ExoMars. Это заявление вызвало резкую реакцию главы «роскосмоса» дмитрия рогозина. В сообщении в социальной сети Telegram он обвинил главу агентства Йозефа Ашбахера в «саботаже» совместного проекта ExoMars. Также он пообещал добиться возвращения посадочной платформы «Казачок», которая на момент приостановления сотрудничества находилась в Европе. рогозин также дал указание российским космонавтам на Международной космической станции (МКС) прекратить работы с европейским манипулятором ERA, который является частью модуля «Наука» и все еще находится в эксплуатации.

Rocket Lab вывела на орбиту американский спутник-шпион

Ракета-носитель Electron компании Rocket Lab доставила на орбиту еще один космический аппарат NROL-162 для Национального разведывательного управления США (NRO), заведующего национальным парком спутников-шпионов. NROL-162 является совместным проектом NRO и Министерства обороны Австралии (AUS DoD).

Японский стартап продемонстрирует робота-манипулятора на борту МКС

Nanoracks и токийский космический стартап Gitai объединяются для второй демонстрации новой технологической разработки на МКС.

Японский стартап Gitai планирует впервые продемонстрировать возможности робота-манипулятора на борту МКС в следующем году.

Компании собираются тестировать автономную роботизированную систему Gitai, получившую обозначение S2, которая будет работать за пределами шлюза Nanoracks Bishop Airlock. Это первый частный шлюз, пристыкованный к МКС. Gitai завершила свою первую демонстрацию роботизированной руки S1 в прошлом году в шлюзовой камере. С помощью робота экипаж выполнял сборку конструкций и панелей, а также управлял кабелями и переключателями.

Дебютный пуск Vega-C завершился успехом

13 июля с космодрома Куру во Французской Гвиане состоялся пуск новой ракеты Vega-C. Он завершился успехом. Носитель вывел на заданные орбиты полезную нагрузку в виде семи спутников.

Vega-C отличается от базовой версии наличием более мощных двигателей на первой и второй ступенях. Верхняя ступень также была модернизирована, в частности, получив большие топливные баки. Все это позволило увеличить грузоподъемность носителя до 2,3 тонн на 700-километровую полярную орбиту. Сама ракета также «подросла»: ее высота составляет 35 м, диаметр — 3,4 м, масса (в заправленном состоянии) — 210 тонн.

Китай запустил спутник-ретранслятор данных на геостационарную орбиту

Спутник «Тяньлянь II-03» был запущен ракетой-носителем «Чанчжэн-3B». Он представляет собой китайский космический аппарат для ретрансляции данных 2Gen GEO и TT&C (телеметрия, слежение и управление), которые будут использоваться пилотируемыми космическими кораблями и спутниками на низких и средних орбитах.

Снимки Юпитера, сделанные космическим телескопом James Webb. Источник: NASA, ESA, CSA, STScI

James Webb сфотографировал Юпитер

12 июля NASA опубликовала долгожданные первые снимки, сделанные телескопом James Webb (JWST). Они демонстрируют далекие галактики, туманности и регионы активного звездообразования. Но, как оказалось, новый инструмент уже успел сфотографировать и куда более близкий к Земле объект — Юпитер. JWST получил два портрета газового гиганта в ближнем инфракрасном диапазоне. Они были сделаны камерой NIRCam с использованием фильтров, центрированных на длину волны 2,12 мкм и 3,23 мкм. Время выдержки составило 75 секунд.

Что такое суперлуние (статья)

13 июля жители Земли в очередной раз будут наблюдать суперлуние. Давайте разберемся, почему в этом явлении нет ничего страшного и даже просто необычного.

Суперлунием называют такую ​​конфигурацию небесных тел, когда во время полнолуния наша космическая соседка находится близко к Земле и поэтому выглядит большей, чем обычно. Для того, чтобы понять, почему это происходит, но не при каждом полнолунии, нужно разобраться с синодическим и сидерическим периодами обращения нашего естественного спутника.

Читайте в предыдущем дайджесте: Япония хочет создать космическую базу с искусственной гравитацией, а ученые ищут межзвездную нефть: дайджест новостей