«Космические» деньги. Каков на самом деле бюджет NASA?

29 июля 1958 года Дуайт Эйзенхауэр подписал Национальный закон об аэронавтике и космосе. Этот документ провозгласил создание организации, на которую была возложена задача заниматься контролированием всей деятельности, связанной с освоением космического пространства, за исключением вопросов национальной безопасности. Эта организация получила название NASA (National Aeronautics and Space Administration). Она приступила к работе 11 октября 1958 года.

По прошествии 65 лет NASA является одной из самых (а вполне возможно, что и самой) известных и популярных организаций — причем не только в США, но и во всем мире. В наши дни сложно найти человека, который бы не слышал хоть что-то о ее деятельности и достижениях.

В то же время работа NASA сопряжена с рядом мифов и заблуждений. И один из них заключается в том, что организация обладает каким-то поистине «космическим» бюджетом, позволяющим ей делать все, что захочется. К сожалению, в реальности все совсем не так.

Как формируется бюджет NASA

Начнем с того, как именно формируется бюджет аэрокосмического ведомства. В начале каждого года действующая американская администрация публикует т.н. бюджетный запрос с предложениями по структуре расходов правительства на следующий финансовый год. В него, в том числе, входят и затраты на поддержание деятельности NASA.

Однако это лишь первый этап. Бюджетный запрос, по сути, является только общей рекомендацией, ибо за выделение денег в США отвечает не Белый дом, а Конгресс. Именно он принимает законы об ассигнованиях. После поступления бюджетного запроса различные комитеты в Палате представителей и Сенате рассматривают документ и решают поддержать предложение Белого дома или же изменить сумму по какой-то из статей расходов. Она может быть как увеличена, так и уменьшена. Также законодатели могут вносить собственные предложения и выделять деньги на статьи, не содержащиеся в запросе.

В истории NASA неоднократно бывали ситуации, когда Конгресс таким путем «спасал» проекты, которые не хотел финансировать Белый дом. В качестве примера можно привести космический телескоп Roman. В то же время Конгресс может и закрыть финансирование какой-либо программы из-за ее дороговизны. Именно такая судьба в свое время чуть не постигла МКС. В 1993 году Палата представителей провела голосование по вопросу дальнейшего финансирования станции. В ее поддержку высказалось 216 конгрессменов, за закрытие проголосовало 215. Таким образом, всего один голос определил судьбу орбитального форпоста человечества.

Все вышеописанное обычно сопровождается активными дебатами между представителями демократической и республиканской партии. Огромную роль в принятии решений играет и лоббирование со стороны различных компаний и отдельных штатов США, стремящихся добиться выделения средств на выгодные им проекты. В конце концов, Палата представителей и Сенат подготавливают собственные варианты проекта бюджета. Затем они сводятся в единый законопроект, по которому проводится голосование. В случае одобрения документ отправляется на подпись президенту.

В теории, при несогласии с законопроектом президент США может наложить на него вето. Но его можно преодолеть голосованием в Конгрессе. Именно поэтому процедура утверждения бюджета NASA часто занимает так много времени.

Также стоит отметить, что если Конгрессу не удастся договориться о бюджете в срок, до начала нового финансового года, это приводит к т.н. шатдауну правительства, который, в том числе, распространяется и на NASA. На время шатдауна большая часть сотрудников организации уходит в неоплачиваемый отпуск. В этот период аэрокосмическая администрация продолжает работать лишь над критически важными миссиями.

Реальный бюджет NASA

Теперь поговорим о самом бюджете NASA. Опросы общественного мнения регулярно показывают: большинство граждан США считает, что ведомство распоряжается огромными суммами. Так, проведенный в 2018 году опрос выдал среднюю оценку в 6,4% от объема всего федерального бюджета. Увы, но в реальности организация может лишь мечтать о таких деньгах.

Так сколько же денег имеется в распоряжении NASA? В 2023 году ее бюджет составил 25,4 млрд долларов. Это менее 0,5% от всех расходов американского бюджета. Для сравнения: затраты на оборону составили 816,7 млрд долларов. Таким образом, на каждый доллар, выделенный на космос, приходится 32 доллара, полученных Пентагоном.

Конечно, такое сравнение может показаться не совсем корректным. Текущие события наглядно продемонстрировали всеми миру, как важно вкладывать деньги в собственную безопасность. Но, тем не менее, факт остается фактом — в масштабах бюджета США затраты на деятельность NASA кажутся откровенно мизерными.

Урезание бюджета NASA

Говоря про бюджет NASA, нельзя не упомянуть про следующий тренд: последние полвека процент полученных ею средств относительного федерального бюджета США с каждым годом неуклонно снижается. Лишь один раз в истории, еще на самой заре своего существования, организация действительно получила довольно внушительные средства. Это произошло в разгар лунной гонки, когда США пытались любой ценой опередить СССР и первыми высадить людей на Луну. Пиковым стал 1966 год. Тогда NASA получила в свое распоряжение 4,4% от федерального бюджета.

График, демонстрирующий соотношение бюджета NASA и федерального бюджета США в период с 1958 по 2017 год. Источник: wikipedia

После этого финансирование NASA только снижалось. К 1972 году оно упало до 1,48% федерального бюджета, а к 1994-му этот показатель стал меньше 1%. Начиная же с 2010-го организация никогда не получала больше 0,5% федерального бюджета. И судя по всему, в ближайшие годы этот тренд не изменится.

Именно ситуация с постоянно уменьшающимся финансированием и привела к тому, что в последние годы NASA сделала такую серьезную ставку на привлечение к освоению космоса частных компаний. Они способны взять на себя выполнение многих традиционных функций организации, только за меньшие суммы, и в чем-то даже более эффективно.

Таким образом, если вы когда-нибудь от кого-то услышите, что NASA получает какие-то гигантские деньги, то знайте: это даже не преувеличение, а попросту неправда. Да, будучи правительственной организацией со всеми сопутствующими бюрократическими процедурами, она не всегда может похвастаться эффективным использованием средств. В ее истории бывали случаи и многолетних задержек, и значительного превышения изначальной сметы. Но если подсчитать количество и масштаб проектов, объемы выполняемых исследований, приходится лишь поражаться, как американскому космическому ведомству удается добиваться таких внушительных результатов с учетом далеко не безграничных финансовых возможностей.