Последнее противостояние большой планеты в 2023 году: Уран в наилучших условиях видимости

Серия противостояний больших планет, в текущем году начатая Сатурном, завершится 13 ноября — в этот день ближе всего к противосолнечной точке небесной сферы окажется Уран. Условия для его наблюдений в это время будут наилучшими, на темном чистом небе в отсутствие Луны и искусственной засветки его можно попытаться увидеть невооруженным глазом.

Сейчас Уран находится на удаленном от Солнца участке своей орбиты, но уже постепенно приближается к перигелию, который пройдет в 2051 году. До этого времени с каждым последующим противостоянием он будет подходить все ближе к Земле и становиться немного ярче. Если в самых далеких оппозициях эта планета имеет блеск на грани видимости невооруженным глазом, то в ближайших увидеть ее уже достаточно легко. Поэтому некоторые историки астрономии удивляются, что открыли ее лишь через 172 года после того, как Галилео Галилей впервые посмотрел на небо в телескоп. В этом году Уран сильнее всего приблизится к нам утром 13 ноября (на расстояние 18,631 а.е., или 2 млрд 787 млн км). Его яркость достигнет 5,6ᵐ. Он будет двигаться по созвездию Овна, в 18° севернее небесного экватора, то есть условия для наблюдений планеты на широте Киева сложатся достаточно благоприятно.

Таким увидел Уран в январе 1986 года космический аппарат Voyager 2. Источник: NASA

В больших городах, как уже упоминалось, найти Уран невооруженным глазом невозможно — для этого нужно «вооружиться» хотя бы небольшим биноклем или телескопом. Диск планеты можно рассмотреть уже при увеличении более 60 крат (правда, чтобы увидеть уранианские спутники, нужны инструменты с диаметром объектива не менее 30 см). Ее поиски на небе значительно облегчит яркий Юпитер, прошедший оппозицию всего 10 днями ранее: он будет расположен в 12° западнее, то есть правее. А в 10° к северо-востоку от Урана будет сиять примечательное звездное скопление Плеяды — одно из главных украшений созвездия Тельца.

Путь Урана среди звезд с 2019 по 2032 год (показаны даты противостояний). Источник: Martin Powell

В следующем году именно Юпитер будет завершать годичную последовательность противостояний больших планет, а далее вплоть до 2031-го включительно эту почетную обязанность возьмет на себя Уран. Тогда он сильнее всего удалится от небесного экватора в направлении северного полюса небесной сферы, и условия для его наблюдений в Украине станут оптимальными.

Раньше мы писали о том, как космический телескоп James Webb сфотографировал кольца Урана.