NASA провела испытания «летающей тарелки», а James Webb вернулся к работе после сбоя: дайджест новостей

Подборка самых интересных космических новостей за неделю: ученые обнародовали доказательства существования жидкой воды на Марсе; спутники на орбите будет обслуживать роботизированная рука, а мы рассказываем про пять самых интересных экспериментов на МКС.

«Где-то нечто невероятное ждет, чтобы о нем узнали».

― Карл Саган

Обнародованы доказательства существования жидкой воды на Марсе

Обнаружение запасов жидкой воды на Марсе оживило бы надежду выявить признаки жизни на негостеприимной Красной планете. Именно поэтому ученые ведут научный диалог о том, скрывается ли резервуар соленой воды под ледяной шапкой марсианского южного полюса. Новое исследование использовало комбинацию компьютерных моделей и лабораторных экспериментов, чтобы разобрать ситуацию. Работа показала, что температура под полярной шапкой может достигать -73°C, что лежит в пределах диапазона существования соленой воды. Предыдущие исследования позволяли сделать вывод, что температура должна быть ниже -93°C. По словам ученого-геолога Грациеллы Капрарелли, физические свойства рассолов при этих пересмотренных температурах полностью соответствуют мощности радиолокационных сигналов, полученных от основания южных полярных отложений Марса.

Роботизированная рука от DARPA будет обслуживать спутники с 2025 года

Роботизированная рука RSGS, разработанная Агентством оборонных исследований США (DARPA), прошла все основные испытания и готовится к интеграции со спутником Northrop Grumman. С 2025 года она будет использоваться для обслуживания аппаратов на геосинхронных орбитах. На каждом спутнике Mission Robotic Vehicle установят по две роботизированные руки, инструменты для проверки и калибровки оборудования на орбите, порты для хранения оборудования, камеры и системы освещения. Уже известно, что ее первыми клиентами станут аппараты крупнейшего спутникового оператора Австралии Optus.

NASA успешно испытала «летающую тарелку» LOFTID

NASA сделала еще один успешный шаг, приблизивший нас к заветной мечте — полету человека на Марс. 10 ноября прошло успешное испытание технологии надувного теплового экрана под названием LOFTID. Этот тормозной экран, похожий на летающую тарелку, совершил безупречное путешествие в космос и обратно на Землю, приводившись в 800 км от побережья Гавайев.

После развертывания в космосе NASA зрительно подтвердила с помощью видео в прямом эфире полное раскрытие LOFTID на высоте примерно 125 км. Во время испытания ненадолго была потеряна телеметрия, но в итоге все прошло хорошо. Экран упал всего в 8 км от эвакуационного судна Kahana II, что позволило легко достать его. Также по плану LOFTID выбросил бортовой самописец для сбора данных.

Cygnus успешно состыковался с МКС с неработающей солнечной батареей

Несмотря на только одну развернутую солнечную батарею из двух необходимых, космический корабль NASA Cygnus успешно пристыковался к Международной космической станции (МКС). Построенный компанией Northrop Grumman грузовой Cygnus NG-18 стартовал с помощью ракеты Antares из летного центра NASA Уоллопс в Вирджинии рано утром в понедельник, имея на борту более 3 тонн припасов для экипажа станции. Но через несколько часов после запуска была развернута лишь одна из двух круглых солнечных панелей корабля.

James Webb возобновляет наблюдения после сбоя

Прибор MIRI космического телескопа James Webb, с которым произошел сбой 24 августа, наконец-то возобновил свою работу. Проблема оказалась в механизме MRS. NASA описывает неисправность прибора, вызвавшую «повышенное трение» при настройке научных наблюдений. В результате команда телескопа была вынуждена перевести камеру в автономный режим, пока исследовала проблему и работала над ее решением. Решение команды оказалось действенным. 2 ноября инженеры провели тест на определение трения колес механизма. Как результат, James Webb возобновит научные наблюдения с помощью MIRI уже 12 ноября.

Кровавая Луна
Кровавая Луна. Фото: Unsplash

Редкое затмение Кровавой Луны состоялось 8 ноября текущего года. Следующее подобное явление состоится аж 14 марта 2025 года, хотя частные лунные затмения будут происходить в 2023 и 2024 годах.

Интересная цифра: 100 млн долларов

Приблизительно 95% заказов Terran Orbital связано с Министерством обороны и NASA

Lockheed Martin углубляет свои инвестиции в производителя спутников Terran Orbital. Аэрокосмический гигант инвестировал 100 млн долларов в компанию, заключив соглашение о сотрудничестве по разработке и продаже малых спутников до 2035 года.

Lockheed Martin приобрела долговые обязательства и акции Terran, которые выросли на 2,3% во время торгов и закрылись на уровне 2,62 доллара за акцию после того, как в начале дня они подскочили на 33%. С начала года они упали более чем на 70%. Terran также объявила, что инвестиции помогут построить огромный завод по производству космических аппаратов стоимостью 300 млн долларов в Ирвайне (штат Калифорния), а не во Флориде, как планировалось изначально.

Батч Уилмор держит в руках первую деталь, отпечатанную на борту МКС с помощью 3D-принтера 25 ноября 2014 г. Источник: NASA

Космос и наука неразрывно связаны. Так, за первые два десятилетия эксплуатации МКС на ее борту было проведено свыше трех тысяч научных экспериментов. В честь Международного дня науки в статье «Внеземная наука. Пять наиболее интересных космических экспериментов» мы рассказываем о пяти самых интересных из них, а почитать о подготовке космонавтов к полетам можно в материале «На грани возможностей разума. Психика и космос».

Читайте в предыдущем дайджесте: Ученые впервые обнаружили звезду без оболочки, а на Марсе исследователи нашли пещеры для первых поселенцев: дайджест новостей