Ученые стали свидетелями загадочной смерти звезды c шестью кольцами

Используя большой массив Atacama (ALMA) и данные космического телескопа Hubble, ученые из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и Лаборатории реактивного движения NASA, стали свидетелями загадочной смерти звезды V Гидры в беспрецедентных подробностях. Они обнаружили шесть медленно расширяющихся колец и две структуры в форме песочных часов, возникшие в результате высокоскоростного выброса вещества. Эти кольца расширились от умирающей звезды примерно за 2100 лет.

V Гидры
Изображение звезды V Гидры в предсмертной агонии звезда испустила серию расширяющихся колец, которые формируются каждые несколько сотен лет.

V Гидры (V Hydrae) – богатая углеродом звезда асимптотической ветви гигантов (AGB). Это поздняя стадия эволюции звезд небольшой и средней массы. Расположена она примерно в 1300 световых годах от Земли в созвездии Гидры. Среди миллионов звезд V Гидры представляет особый интерес для ученых из-за своего уникального поведения и особенностей. Среди этих миллионов звезд на V Гидры происходят чрезвычайно крупные выбросы плазмы, которые происходят примерно каждые восемь лет. Также у нее есть невидимая звезда-компаньон, которая способствует взрывному поведению V Гидры.

Эволюция AGB звезд

Более 90% звезд с массой, равной массе Солнца или превышающей ее, эволюционируют в звезды AGB. Это происходит по мере того, как топливо, необходимое для питания ядерных процессов, исчерпывается. По мере старения звезд асимптотической ветви гигантов (AGB) они выбрасывают более половины или даже больше своей массы из-за медленных ветров в течение 100 тысяч лет.

«Мы поймали эту умирающую звезду в процессе потери ее атмосферы. Она сбрасывает свою массу, как любой другой красный гигант на поздней стадии. Но, к нашему большому удивлению, мы обнаружили, что вещество в этом случае выбрасывается в виде серии колец», – объясняет Марк Моррис, профессор физики и астрономии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и соавтор исследования.

Наблюдение за кольцами

Команда наблюдала высокоскоростные взрывы газа, перпендикулярные этим шести кольцам. Масса звезды была выброшена в двух противоположных направлениях. При этом механизм образования колец неизвестен, ранее не встречался и требует дальнейшего изучения.

V Гидры
Визуализация, показывающая богатую углеродом звезду V Гидры в ее финальном акте. Фото: ALMA

«Кольца могут быть связаны с присутствием на орбите V Гидры звезд-компаньонов. Но это трудно объяснить, учитывая интервал в несколько сотен лет между выбросами колец. Эта звезда привносит новый факт в наше понимание того, как умирают звезды», — сказал Моррис.

Структура DUDE

Шесть колец расширились от умирающей звезды в течение 2100 лет. При этом была сформирована искривленная дискообразная структура, которая создала богатую пылью область вокруг звезды. Команда назвала структуру DUDE, что означает «Диск, подвергающийся динамическому расширению». В финальном акте также была сформирована структура в форме песочных часов со звездой в центре и ориентированная перпендикулярно диску. Два лепестка песочных часов были сформированы направленным быстрым потоком частиц, который улетучивается в двух противоположных направлениях со скоростью около 1,5 миллионов км/ч.

Рагвендра Сахаи, астроном из Лаборатории реактивного движения NASA и главный исследователь, заявила: «Наше исследование этой звезды подтверждает тот факт, что наша традиционная модель смертей звезд типа AGB, неполна или даже неверна».

По материалам TechExplorist

Напомним, что ранее смерть звезды помогла измерить скорость вращения черной дыры.