У Starlink появился новый конкурент, а NASA заменит российские корабли за миллиард: дайджест новостей

Подборка самых интересных космических новостей за неделю: Virgin Orbit приостанавливает запуски и увольняет сотрудников; Axiom Space показала новый скафандр для миссии Artemis III, а мы рассказываем о том, с чего начиналось изучение Солнца.

«Самый легкий способ решения проблемы ― попросту отрицать ее наличие»

― Айзек Азимов, «Сами боги»

NASA заключила с Firefly Aerospace контракт на доставку грузов на Луну

Национальная аэрокосмическая администрация США (NASA) заключила с компанией Firefly Aerospace контракт на сумму 112 млн долларов. Он предусматривает посадку аппарата с полезной нагрузкой на обратной стороне Луны. Контракт является частью инициативы Commercial Lunar Payload Services (CLPS), в рамках которой NASA поощряет частные компании строить лунные модули и с их помощью отправлять различное вспомогательное оборудование, необходимое для нормального развертывания программы Artemis.

Напомним, что Firefly Aerospace, осуществившая первый успешный запуск своей ракеты на орбиту в октябре 2022 года, за свою историю пережила несколько сложных периодов, включая спасение от банкротства в 2017 году благодаря инвестициям фонда Noosphere Ventures, основателем которого является украинский предприниматель Макс Поляков.

Зерновые прорывы заметили из космоса: Украина во время войны успешно собрала урожай

В первые дни полномасштабного вторжения россии специалисты по продовольственной безопасности интересовались, смогут ли украинские фермеры собрать пшеницу и ячмень, которые они посеяли осенью 2021 года. Согласно по подсчетам NASA Harvest, им удалось собрать 26,6 млн тонн пшеницы в 2022 году. Это немного меньше, чем ожидалось, но близко к среднему пятилетнему показателю в 27,9 млн тонн. Однако из-за войны Украина не имеет доступа к 22% этой пшеницы на оккупированном востоке.

В начале масштабных боевых действий в феврале аналитики предупреждали, что от 20% до 30% озимых культур в Украине могут остаться на полях. Однако анализ NASA Harvest показывает, что 94% озимых было собрано, включая 88% на неподконтрольных украинскому правительству территориях. Благодаря снятию блокировки нескольких черноморских портов часть собранного зерна в конце концов попала на мировые рынки. С начала войны из страны было отправлено около 5,4 млн тонн пшеницы, о чем свидетельствуют данные Министерства аграрной политики и продовольствия Украины за ноябрь 2022 года.

В аренду астронавтам: Axiom Space представляет скафандр для миссии Artemis III

В Космическом центре Хьюстона в Техасе был представлен прототип коммерческого скафандра Axiom Extravehicular Mobility Unit (AxEMU), в котором астронавты будут высаживаться на Луну в рамках третьей миссии Artemis. Новый скафандр изготовлен частной фирмой Axiom Space, предоставляющей космические услуги аэрокосмической администрации. ​​Костюм был создан на основе прототипа xEMU, разработанного инженерами космического центра Джонсона NASA в Хьюстоне. Новый скафандр Axiom Extravehicular Mobility Unit (AxEMU) обеспечивает повышенную гибкость, лучшую защиту от неблагоприятной среды, а также специализированные инструменты для удовлетворения исследовательских нужд и расширения спектра научных исследований. Для создания AxEMU были привлечены отраслевые эксперты из Air-Lock, Arrow Science and Technology, David Clark Company, Paragon Space Development Corporation, Sophic Synergistics и APT Research.

Virgin Orbit приостанавливает запуски и увольняет сотрудников

В среду, 15 марта, на общем собрании сотрудников компания Virgin Orbit объявила об увольнении большинства из них. На предприятии остался только небольшой штат управляющих. Эту меру в компании называют вынужденной и временной. Работников обещают восстановить, как только удастся преодолеть трудности и найти новые источники финансирования. В самой Virgin Orbit эти сообщения не прокомментировали, подтвердив лишь то, что действительно останавливают все операции. Они будут приостановлены с 16 марта, и простой продлится как минимум несколько недель. Новость об этом уже привела к падению курса акций Virgin Orbit на всех биржах на 52%.

Amazon обещает спутниковый интернет Project Kuiper на скорости до 1 Гбит/с

Компания Amazon представила набор для подключения к спутниковому интернету в рамках сервиса Project Kuiper. Она будет использовать группу небольших спутников для предоставления услуг широкополосной связи для клиентов по всему миру и сосредоточится в первую очередь на тех регионах, которые не обслуживаются или недостаточно обслуживаются текущими интернет-технологиями.

Для получения широкополосного сигнала клиентам необходим терминал. Однако Amazon уверяет, что их терминалы будут легче, мощнее и дешевле, чем у Starlink от SpaceX. Аппаратура Project Kuiper будет работать на основе собственного процессора под названием Prometheus. Он имеет размер 28 см, толщину 3 см и способен обеспечивать скорость подключения к интернету до 400 Мбит/с. Пользователям будет предлагаться более дешевая 7-дюймовая модель, но со скоростью доступа всего 100 Мбит/с. Для корпоративного сектора, а также телекоммуникационным и правительственным организациям, где необходима сверхвысокая пропускная способность, предлагается антенна размером 48×76 см, обеспечивающая скорость до 1 Гбит/с.

Исследователи из NASA создали новую карту, демонстрирующую возможные залежи воды вблизи южного полюса Луны. Для этого они воспользовались данными, полученными недавно «ушедшей на пенсию» летающей обсерваторией SOFIA. Имеющиеся у ученых данные говорят о том, что наш естественный спутник может содержать значительные запасы воды в виде фракций водяного льда, имеющихся в его реголите. Считается, что основная их масса сконцентрирована на дне вечно затененных кратеров, расположенных вблизи южного полюса.

Интересная цифра: 1 млрд долларов

Фото МКС, сделанное 8 ноября участниками миссии Crew-2. Источник: NASA

NASA планирует потратить миллиард долларов на создание специального космического буксира. Он будет использован для безопасного свода с орбиты МКС после того, как страны-участницы примут решение о прекращении ее эксплуатации. До недавнего времени аэрокосмическая администрация планировала использовать для этой цели российские корабли «Прогресс». Они могли бы изменить орбиту станции таким образом, чтобы направить ее обломки на юг Тихого океана, в район так называемого кладбища космической техники.

Однако события минувших лет поставили эти планы под сомнение. Открытые угрозы россии выйти из проекта МКС, а также недавняя серия утечек из российских космических кораблей наглядно доказали, что ставка на сотрудничество со страной-агрессором является далеко не самой надежной стратегией. Поэтому NASA приняла решение о разработке запасного плана.

Это изображение солнечной короны представляет собой комбинацию нескольких снимков, сделанных при различных положениях поляризационного фильтра во время полного затмения Солнца 2 июля 2019 года на обсерватории Ла Силья (Чили). Источник: ESA/CESAR

Солнце — центральное тело Солнечной системы, ее самый массивный объект, источник почти неисчерпаемой энергии, и в целом довольно средняя звезда относительно прочих светил. Это основы того, что мы знаем про него сейчас. В статье Солнце в фокусе телескопа  редакция The Universe Space Tech рассказывает о том, с чего начиналось его изучение.

Также рекомендуем вам прочесть статью о третьей по удаленности от нас звездной системе Luhman 16. Вы узнаете как далеко она от нас расположена, из скольких светил состоит, а также о том, кто ее открыл и что в ней интересного.

Читайте в предыдущем дайджесте: Искусственный интеллект посчитал количество деревьев в Северной Африке, а пуск новой японской ракеты завершился аварией: дайджест новостей