Сильные солнечные вспышки вызвали сбой радиосвязи в США, а древний наконечник стрелы оказался сделанным из метеорита: дайджест новостей

Подборка самых интересных космических новостей за неделю: NASA удалось полностью восстановить связь с находящимся в межзвездном пространстве зондом Voyager 2; ученые обнаружили ускорение вращения Марса, а мы рассказываем о космических багах и знаменитых авариях, случившихся из-за них.

«Машины решают проблемы не с большей проницательностью, чем люди, а только быстрее. Только быстрее!»

― Айзек Азимов

Мощные вспышки на Солнце нарушили радиосвязь на всей территории США

Наше Солнце играет ключевую роль в обеспечении Земли энергией. Но также оно является источником значительных возмущений в атмосфере. На этой неделе произошло две масштабные солнечные вспышки, которые вызвали сбой радиосвязи по всей территории США. 7 августа взрыв мощностью X1.5 вызвал высокий уровень радиоподавления (R3) в районе, на тот момент освещенном солнечным светом — в большей части США, Канаде и Тихом океане. Солнечные вспышки класса X являются наиболее интенсивными. Они вызывают деградацию и сбои высокочастотных радиосигналов, особенно той на стороне Земли, которая освещена Солнцем. Этой вспышке предшествовала еще одна, состоявшаяся 5 августа. Она также принадлежала к классу X, но была мощнее — с интенсивностью X1.6.

Также 28 октября 2021 года произошло солнечное событие, которое называют корональным выбросом массы. Только сейчас ученые опубликовали результаты его исследования в журнале Geophysical Research Letters. Значительное количество плазмы изверглось из солнечной короны и распространилось в процессе путешествия по Солнечной системе настолько, что достигло и Земли, и Марса, несмотря на то, что они находились по противоположные стороны Солнца, на расстоянии более 150 млн км друг от друга. Это событие было сфотографировано различными космическими аппаратами, в том числе солнечной обсерваторией SOHO (NASA/ESA).

На Землю упал спутник Aeolus на скорости 27 тыс. км/ч: где оказались останки

Космический аппарат Aeolus совершил запланированное и управляемое падение на Землю. Он был довольно большим, а потому сгорел в атмосфере не полностью — часть его достигла поверхности. Но куда упали обгоревшие остатки аппарата? Инженерам Европейского космического агентства (ESA) удалось вычислить точное место падения спутника. ​​Они использовали данные о последней орбитальной позиции спутника, а также сведения от Космического командования США, чтобы создать карту траектории падения аппарата в атмосфере Земли. Оказалось, что примерно 80% его сгорело во время вхождения в плотные атмосферные слои, а остальные 20% упали в Атлантический океан.

Войдя в атмосферу, спутник превратился в яркий огненный шар над Антарктидой, двигаясь со скоростью около 27 тыс. км/ч. Команда ESA осуществила успешный управляемый спуск и определила место, где обломки аппарата упали в воды Атлантического океана. Маневр был запланирован таким образом, чтобы минимизировать риск падения уцелевших фрагментов возле населенных территорий, снизив его в 150 раз.

Наконечник стрелы бронзового века оказался изготовленным из метеорита

Метеориты падают на Землю свыше 4 млрд лет. Некоторые из них даже содержат ценные металлы — такие, как титан или железо. Археологи обнаружили десятки рукотворных инструментов, изготовленных из метеоритов. Значительная часть таких находок относится к Ближнему Востоку и Азии. В Европе до последнего времени было известно лишь о двух местах в Польше, где найдены объекты метеоритного происхождения. Недавно появилась третья локация. Наконечник стрелы, обнаруженный в жилище вблизи озера Мориген в Швейцарии в конце XIX века, также оказался изготовленным из метеорита.

Недалеко от места находки упал знаменитый Тваннбергский метеорит, взорвавшийся при падении. На данный момент удалось отыскать более 2000 отдельных обломков общей массой более 150 кг. Однако исследование показало, что этот конкретный наконечник точно не имеет отношения к метеориту Тваннберг. Ученые предполагают, что он был изготовлен из частей другого метеорита, упавшего на территорию Эстонии около 1500 года до н.э.

NASA полностью восстановила связь с Voyager 2

Специалистам NASA удалось полностью восстановить связь с находящимся в межзвездном пространстве зондом Voyager 2. Он возобновил передачу телеметрии на Землю. Связь с ним была потеряна 21 июля 2023 года. Это произошло из-за набора переданных ему команд, одна из которых оказалась ошибочной. Выполнив ее, аппарат изменил свою ориентацию, и его антенна отклонилась от линии связи с Землей на два градуса. Этого оказалось достаточно, чтобы он потерял возможность передавать собранную информацию.

Изначально считалось, что контакт с аппаратом удастся восстановить не ранее середины октября, когда он должен выполнить запрограммированный маневр по сбросу своей ориентации. После этого инженеры приняли решение отправить ему команду на переориентацию антенны. Поскольку посланному с Земли радиосигналу требуется 18,5 часов, чтобы достичь зонда, им пришлось ждать 37 часов, чтобы узнать, сработал ли план. В итоге все разрешилось благополучно. 4 августа Voyager 2 прервал свое радиомолчание и возобновил передачу телеметрии. Сообщается, что все его системы работают в штатном режиме.

Миссия NASA обнаружила ускорение вращения Марса

Используя данные миссии InSight, ученые провели наиболее точные в истории измерения вращения Марса вокруг своей оси. Оказалось, что его скорость медленно увеличивается. Измерения скорости вращения Красной планеты были выполнены во время эксперимента RISE (Rotation and Interior Structure Experiment). В ходе него радиосигнал передавался на аппарат InSight, находящийся на поверхности планеты, а затем отражался обратно. Приняв отраженный сигнал, планетологи регистрировали крошечные изменения частоты, вызванные доплеровским сдвигом, что позволяло определить скорость вращения планеты. Это была непростая задача — речь шла о поиске отклонений менее 40 см, что требовало колоссальной работы по фильтрации шума.

Анализ данных InSight позволил выявить т.н. раскачивания Марса, происходящие из-за того, что ядро планеты частично жидкое. Это дало возможность ученым оценить его радиус. Полученное ими значение составило 1835 км. Затем исследователи сравнили эту величину с двумя предыдущими оценками радиуса ядра, базирующимися на данных сейсмометра InSight. В частности, они обратили внимание на то, как сейсмические волны распространяются в недрах планеты — отражаются ли они от ядра или же беспрепятственно проходят сквозь него. С учетом всех трех измерений ими была получена оценка радиуса 1790-1850 км. Для сравнения: радиус всего Марса составляет 3390 км. Данные InSight также позволили совершить другое открытие. Оказалось, что Красная планета вращается с небольшим ускорением, составляющим порядка 4 угловых миллисекунд в год.

Backbone of Night
Панорамное фото Млечного Пути под названием Backbone of Night

Энтузиаст астрофотографии Эндрю Маккарти в течение длительного времени мечтал запечатлеть полную красоту галактики Млечный Путь на своих фотографиях. Однако обстоятельства его жизни в Аризоне не позволяли ему воплотить этот замысел. Световое загрязнение и географическая широта штата препятствовали ему в достижении желаемого результата. С целью преодолеть эти ограничения отважный фотограф предпринял несколько международных путешествий, чтобы попасть на небольшой остров в архипелаге Мальдивы в Индийском океане. Благодаря расположению острова у экватора Маккарти наконец смог получить долгожданную впечатляющую картину — полный и детализированный взгляд на галактику Млечный Путь.

Интересная цифра: 3 миллиардов долларов в год

МКС
МКС обращается вокруг Земли на высоте 400 км над ее поверхностью. Фото: NASA

Международная космическая станция (МКС) обращается вокруг Земли на высоте около 400 км. Ее путь охватывает примерно 90% поверхности планеты. Из-за огромных солнечных панелей, отражающих солнечный свет, ее можно заметить невооруженным глазом утром или вечером, когда она пролетает над вашей местностью. Согласно сообщениям главного офиса NASA, содержание МКС ежегодно стоит около 3 миллиардов долларов. На самом деле это многонациональный проект, не принадлежащий ни одной отдельной стране. Фактически свой вклад в ее создание внесли 15 государств.

С момента начала эксплуатации станцию посетили более 250 представителей 20 различных стран. Больше всего — 158 человек — из Соединенных Штатов, на втором месте — россия (54 человека).

Космическое пространство выдвигает наивысшие требования к надежности всевозможной техники. Малейшая неточность в расчетах, конструктивный дефект или неисправность даже незначительного компонента могут привести к катастрофе и многомиллионным потерям. Но космические аварии происходят не только из-за проблем с «железом». Еще одной довольно распространенной причиной неудач являются ошибки в программном обеспечении. Наш автор Никита Литвинов рассказывает о космических багах и семи знаменитых авариях, случившихся из-за компьютерных ошибок.

Все любят котиков. Пушистые домашние любимцы живут практически везде. Пожалуй, единственное место, где их нельзя встретить — это звездное небо. Среди 88 современных созвездий нет ни одного, которое называлось бы Кот или Кошка. Однако это не значит, что астрономы в прошлом не пытались поместить их на небо. Александр Бурлака предлагает найти на небе кошку.

Читайте в предыдущем дайджесте: Создатели утонувшего батискафа «Титан» хотят построить дом на Венере, а ESA задумалось, как колонистам постирать белье на Луне: дайджест новостей