На Землю упал спутник Aeolus на скорости 27 тыс. км/ч: где оказались останки

В пятницу, 28 июля, космический аппарат Aeolus совершил запланированное и управляемое падение на Землю. Он был довольно большим, а потому сгорел в атмосфере не полностью — часть его достигла поверхности. Но куда упали обгоревшие остатки аппарата? Инженерам Европейского космического агентства (ESA) удалось вычислить точное место падения спутника, который отличился тем, что впервые измерил скорость и силу космического ветра, за что был назван в честь бога ветров в греческой мифологии.

Иллюстрация с изображением космического аппарата Aeolus
Иллюстрация с изображением космического аппарата Aeolus, совершающего падение над Антарктидой. Источник: NASA/John Sonntag/Robert Lea

Операция направления спутника на Землю была сложной, поскольку ее целью было обеспечить его падение как можно дальше от населенных территорий. Ожидалось, что лишь четверть массы аппарата может достичь земной поверхности. Это немало, ведь остатки могли нанести вред. С помощью серии маневров команда сопровождения сумела успешно направить Aeolus, используя остаточное топливо бортовых двигателей. Само падение никто не видел, поскольку оно произошло над Антарктидой в 21:40 по киевскому времени.

ESA использовало данные о последней орбитальной позиции спутника, а также сведения от Космического командования США, чтобы создать карту траектории падения аппарата в атмосфере Земли. Оказалось, что примерно 80% его сгорело во время вхождения в плотные атмосферные слои, а остальные 20% упали в Атлантический океан.

Aeolus
Инженеры реконструировали траекторию полета европейского космического аппарата для мониторинга ветра Aeolus, когда он возвращался на Землю. Изображение: ESA

Войдя в атмосферу, спутник превратился в яркий огненный шар над Антарктидой, двигаясь со скоростью около 27 тыс. км/ч. Команда ESA осуществила успешный управляемый спуск и определила место, где обломки аппарата упали в воды Атлантического океана.

Маневр был запланирован таким образом, чтобы минимизировать риск падения уцелевших фрагментов возле населенных территорий, снизив его в 150 раз. Это важно, поскольку падающий космический мусор может представлять угрозу для населения и имущества.

Пример успешного спуска Aeolus может быть применен к другим спутникам, находящимся на околоземных орбитах и являющихся слишком большими, чтобы полностью сгореть в атмосфере. Такие контролируемые спуски могут снизить риск для нашей планеты и повысить безопасность космических миссий.

Ранее мы сообщали о том, как спутники Starlink угрожают орбите синдромом Кесслера.