Марс имеет жидкое ядро и аномалии под поверхностью

Ученые проанализировали сейсмические данные, полученные аппаратом InSight, который ранее работал на Марсе. Они пришли к выводу, что ядро планеты остается жидким, а под ее поверхностью скрываются «аномалии массы».

Рідке ядро Марса
Рідке ядро Марса. Джерело: mars.nasa.gov

Свидетельства зонда InSight

Группа ученых из Бельгии, США, Франции и Германии недавно опубликовала работу, посвященную внутреннему строению Марса. Для этого она проанализировала сейсмические данные, которые во время своей работы собрал зонд NASA InSight.

Этот аппарат представлял собой стационарную платформу, которая приземлилась в одном из самых геологически активных районов Красной планеты в 2018 году и продолжала работать до декабря 2022 года, когда пыль закрыла ее солнечные панели и окончательно прекратила работу. За это время он собрал большое количество данных о колебаниях, которые проходят сквозь литосферу Марса.

В частности он обнаружил, что Красная планета не настолько геологически мертва, как считалось до сих пор. На ней время от времени происходят марсотрясения. И именно анализ того, как эти сейсмические волны распространяются сквозь планету, дал исследователям возможность понять, что происходит у нее внутри.

Жидкое ядро Марса

Самый главный вывод, который сделали ученые, заключается в том, что Марс имеет жидкое ядро. Такая возможность ранее предполагалась на основе других наблюдений, ныне же эта гипотеза подтверждена. Этот вопрос имеет большое значение для решения проблемы того, насколько глобальными являются геологические процессы.

Пока что ученые интерпретируют марсотрясения как проявление локальной геологической активности вследствие существования активных аномалий под поверхностью планеты. О том, что в ее глубинах присутствуют аномалии, говорит и новое исследование.

Концентрации массы, согласно выводам ученых, тянутся от ядра Марса к его поверхности. Гравитационное поле планеты определяется преимущественно ее вращением, однако и эти неоднородности существенно влияют на его форму.