Где искать обломки киевского болида

Международная метеоритная организация опубликовала данные о массе и траектории болида, испугавшего жителей Киева вечером 19 апреля. Он имел первоначальную массу около 200–300 кг и его обломки могли упасть к юго-востоку от Киева.

Киевский болид
Траектория киевского болида. Источник: www.imo.net

Киевский болид глазами европейцев

Болид, который вечером 19 апреля испугал жителей столицы Украины, имел массу в 200–300 кг. Об этом сообщает Международная метеоритная организация. Тогда киевляне подумали, что это очередная российская ракетная атака или даже падение сбитого системой ПВО спутника.

Однако это событие было зафиксировано камерами European Fireball Network, поэтому сомнений в том, что это падение большого метеорита, нет. Именно для точной фиксации таких событий создана эта система, инициатором которой является Чешская академия наук.

Событие зафиксировали наиболее восточные автоматические камеры European Fireball Network, расположенные в Словакии возле населенных пунктов Старая Лесная и Колонице. Из последнего пункта наблюдения получены также радиометрические кривые блеска. Также начало свечения болида было зафиксировано камерой в начальной школе имени Бордоша Лайоша в Венгрии.

Следует заметить, что перечисленные пункты наблюдения находятся в 580–760 км от места происшествия. Однако именно благодаря им мы точно знаем, что болид над Киевом вспыхнул в 21:57:20 по местному времени и горел около 5 секунд.

Где искать обломки метеорита?

Ученые установили, что болид впервые наблюдался на высоте 98 км над Большой Дымеркой. Он двигался на юго-запад со скоростью 29 км/с и пролетел по Киеву на высоте 80 км. Сама вспышка, которая всех так напугала, произошла на высоте 38 км. Яркость этого события достигла -18 звездной величины, что позволяет отнести этот метеор к категории суперболидов.

За первой вспышкой наступила вторая, которая произошла на высоте 32,5 км, а затем еще три на высотах в 31, 30 и 29,5 км. Последний раз болид видели в 23 км над землей, когда его скорость составляла 10 км/с. Длина наземной проекции траектории составляет 132 км при среднем углу до горизонта в 32 градуса.

Ученые оценивают начальную массу метеороида в 200–300 кг. Однако из-за высокой скорости почти весь его материал сгорел в атмосфере. По крайней мере профили вспышек свидетельствуют о том, что обломки не могли быть больше 1 кг. Но если они все же достигли земли, то искать их нужно где-то между поселками Романовка, Попельня, Паволоч и Сроков на границе Киевской и Житомирской областей к юго-западу от Фастова.

Орбита тела до того, как оно вошло в атмосферу Земли, была скорее астероидной, чем кометной, но имела очень значительный наклон к эклиптике в 46 градусов. Период обращения составляет около двух лет, что говорит о том, что этот камень мог пролететь рядом с Землей еще в 2021 году.

По материалам www.imo.net.