Eвропейский метеоспутник сгорел над Антарктидой

ESA отчиталось об успешном завершении эксперимента по безопасному своду с орбиты спутника Aeolus. 28 июля он вошел в атмосферу над Антарктидой.

Спутник Aeolus в представлении художника. Источник: ESA/ATG medialab

Aeolus был запущен в 2018 году. Он стал первым в истории спутником, предназначенным для проведения глобальных наблюдений за ветрами в земной атмосфере. Для этого ученые использовали установленный на его борту ультрафиолетовый лазер ALADIN.

Номинальная научная программа Aeolus была рассчитана на 3 года. В реальности же аппарат проработал почти 5 лет, собрав множество весьма ценных данных, которые позволили значительно увеличить точность прогнозов погоды. Aeolus мог бы продолжать свои наблюдения и дальше, но, к сожалению,  практически исчерпал запасы топлива. В этой ситуации ESA решило использовать Aeolus для эксперимента по управляемому входу в атмосферу. Таким образом космическое агентство хотело избежать риска падения несгоревших обломков 1200-килограммового аппарата в населенной местности.

Эксперимент начался 24 июля. В ходе первого маневра Aeolus уменьшил высоту своей орбиты c 280 до 250 км. В последующие дни аппарат выполнил еще несколько маневров, снизивших его высоту до 150 км. 28 июля Aeolus в последний раз активировал свои двигатели. Этот финальный маневр обеспечил вход спутника в атмосферу над Антарктидой. Даже если каким-то обломкам Aeolus и удалось добраться до земной поверхности, они упали в ненаселенной местности.

Любопытно, что во время указанных событий японский метеоспутник «Химавари-8» сумел сфотографировать вспышку над Антарктидой. Предположительно, он запечатлел момент сгорания Aeolus.

В своем итоговом заявлении, ESA выразило удовлетворение результатами операции. Конечно, вероятность паления обломков спутников в населенной местности изначально была невелика — но сведя с орбиты Aeolus, космическое агентство полностью исключило все риски. ESA также подтвердило свою приверженность недавней инициативе Zero Debris Charter. Ее главная цель — добиться прекращения образования нового космического мусора на наиболее важных орбитах после 2030 года.