Рентгеновский телескоп «Зонд Эйнштейна» впервые увидел Вселенную «глазами омара»

Совместная китайско-европейская миссия рентгеновского телескопа под названием «Зонд Эйнштейна» (Einstein Probe) успешно проводит наблюдения за Вселенной в широкоформатном режиме благодаря конструкции телескопа, которая подражает строению глаз омаров.

Einstein Probe
Взгляд на Млечный Путь с точки зрения Einstein Probe. На изображение накладываются различные квадраты и ярко-фиолетовые пятна рентгеновской активности.
Панорамное изображение Млечного Пути в рентгеновских лучах, сделанных широкоугольным рентгеновским телескопом WXT. Изображение: EPSC/NAO-CAS/DSS/ESO

«Зонд Эйнштейна» был запущен 9 января на китайской ракете Long March. Сейчас аппарат находится на орбите Земли на высоте 600 км и проводит этап тестирования и калибровки своих инструментов. Первые результаты наблюдений были представлены на симпозиуме в Пекине.

Зонд Эйнштейна
Иллюстрация «Зонд Эйнштейна» в космосе. Авторство изображения: Китайская академия наук

Одной из проблем с рентгеновскими лучами является высокая энергия, которая затрудняет их обнаружение с помощью обычных детекторов. Поэтому линзы не эффективны, поскольку лучи просто пройдут через зеркало. Обнаружение рентгеновских лучей возможно только при условии, что они падают под небольшим углом на поверхность, которая их отражает, и затем направляются к специализированному детектору. Однако этот механизм имеет свои ограничения, поскольку рентгеновский телескоп обычно может регистрировать лучи только в узком поле зрения.

Однако сама природа помогла решить эту проблему. Оказывается, глаза омаров отражают свет. Ученые начали использовать эту концепцию еще в 1970-х годах, но адаптация такого способа для космических рентгеновских телескопов заняла десятилетия.

Einstein Probe
Остаток сверхновой Кормы A, полученный благодаря рентгеновскому телескопу Einstein Probe. Авторство изображения: Китайская академия наук

«Зонд Эйнштейна» является первым космическим телескопом, который использует оптику «глаз омара». Его широкоугольный рентгеновский телескоп (WXT) имеет конструкцию, аналогичную настоящему глазу омара: сотни тысяч трубок размещены в 12 модулях, которые охватывают поле зрения площадью более 3600 квадратных градусов. Таким образом WXT может сделать снимки всего неба в рентгеновских лучах всего за три оборота вокруг Земли.

WXT исследует рентгеновские переходные процессы, такие как вспышки звезд или активность черных дыр, а также взрывы светил и слияния нейтронных звезд. Его широкое поле зрения позволяет значительно расширить наши знания об этих явлениях. Кроме того, на борту зонда находится рентгеновский телескоп Follow-up (FXT), который предлагает более детальные наблюдения за переходными процессами, обнаруженными WXT.

Омега Центавра
Шаровидное скопление Омега Центавра, изображенное рентгеновским телескопом «Зонд Эйнштейна». Рентгеновское излучение излучается из двойных систем, где материал со звезды накапливается на нейтронной звезде или черной дыре. Авторство изображения: Китайская академия наук

Хотя миссия все еще находится на стадии тестирования, «Зонд Эйнштейна» уже продемонстрировал свою эффективность, обнаруживая разнообразные рентгеновские переходные процессы. Благодаря сотрудничеству с международными научными организациями, эта миссия откроет новые возможности для будущих астрономических исследований.

Зонд является результатом сотрудничества не только Китайской академии наук и Европейского космического агентства, но и Института внеземной физики Макса Планка в Германии и Национального центра космических исследований во Франции. Его открытия обеспечат огромный каталог объектов для будущей европейской миссии NewAthena, которая сейчас находится на стадии исследования. Планируется, что это будет самый мощный рентгеновский телескоп из когда-либо построенных, запуск которого запланирован на 2037 год.

Ранее мы сообщали о том, как телескоп Hubble запечатлел кольцо Эйнштейна.

По материалам esa.int