Рынок спутниковых снимков вырастет в 10 раз из-за войны в Украине, а на Dragon срочно добавляют кресло для эвакуации с МКС еще одного астронавта: дайджест новостей

Подборка самых интересных космических новостей за неделю: ученые разрабатывают виртуальную реальность для длительных космических миссий; NASA не будет отправлять ученых на МКС, а мы объясняем, почему человечество до сих пор не встретило инопланетную цивилизацию.

«И так как цель всех благородных наук — отвлечение человека от пороков и направление его разума к лучшему, то больше всего может сделать астрономия вследствие представляемого ею разуму почти невероятно большого наслаждения».

― Николай Коперник

Dragon срочно переоборудуют для спасательной миссии

Капсулу SpaceX Dragon сейчас спешно модифицируют на орбите, чтобы в случае необходимости вернуть на Землю еще одного астронавта. NASA планирует забрать Фрэнка Рубио из российского космического корабля «Союз» в капсулу Dragon под названием Endurance, которая обеспечивает текущую миссию SpaceX Crew-5. В аэрокосмической администрации решили приступить к переоборудованию внутреннего пространства этого аппарата путем перемещения дополнительного пассажирского сиденья.

NASA не будет отправлять ученых на МКС

Из-за дефицита бюджета на 2023 год NASA не будет реализовать проект CERISS, который предусматривал отправку на МКС профессиональных ученых с целью ускорения проводимых там исследований. В 2022 году подразделение физических и биологических исследований NASA получило финансирование в размере 82,5 млн долларов. На 2023-й они запросили 100,4 млн, из них 10 млн должны были пойти непосредственно на CERISS. Однако в утвержденном в декабре проекте бюджета космического агентства стоит цифра 85 млн. С учетом инфляции это получается даже меньше, чем в прошлом году.

Виртуальная реальность для астронавтов

Инженеры разрабатывают систему виртуальной реальности, которая поможет астронавтам выдерживать продолжительные космические полеты. Она будет содержать систему генерации запахов, ведь именно они влияют на эмоциональное состояние человека. Системы виртуальной реальности уже достаточно хорошо известны на Земле. Обычно они используются для воспроизведения экстремальных сред — например, боевой обстановки в играх и на тренировках. Но команда Техасского университета решает прямо противоположную задачу: смоделировать привычные обстоятельства в непривычных.

Исследователи считают, что виртуальная прогулка по лесу или вдоль реки способна эффективно улучшить самочувствие астронавта, который много месяцев находится в замкнутом пространстве. И если с идеальным воспроизведением изображения и звука разработчики виртуальной реальности знакомы уже давно, то остальные ощущения человека до сих пор преимущественно оставались неудовлетворенными. В частности, особое внимание уделяется моделированию запахов.

NASA приступила к проектированию космической обсерватории следующего поколения

NASA разработала план создания большой космической обсерватории следующего поколения, которая придет на смену нынешним телескопам. Объявление об этом было сделано на сессии недавно прошедшего 241-го собрания Американского астрономического общества. NASA объединит в единый проект два концепта перспективных космических обсерваторий под названиями LUVOIR и HabEx. Итогом этого слияния должен стать новый флагманский телескоп с 6,5-метровым зеркалом, способный вести наблюдения в видимом, ультрафиолетовом и ближней части инфракрасного спектра. Проект получил предварительное название Habitable Worlds Observatory. Ее запуск зориентировочно запланирован на начало 2040-х годов.

Всемирный спрос на спутниковые снимки десятикратно вырастет из-за вторжения России в Украину

Российско-украинская война повысила спрос на спутниковые изображения высокого разрешения. Военные хотят получать их больше и чаще. Ожидается, что к 2028 году количество соответствующих спутников вырастет в 9 раз. Главным следствием широкомасштабного вторжения россии в Украину для рынка спутниковых услуг стало резкое увеличение спроса на спутниковые снимки высокого разрешения. Об этом говорится в отчете консалтинговой компании Quilty Analytics.

Момент взлета SpaceX Falcon Heavy, который был увиден с МКС
Момент взлета ракеты Falcon Heavy, сфотографированный с МКС. Фото: NASA

Пуск мощнейшей ракеты SpaceX на выходных можно было увидеть не только рядом со стартовой площадкой, но и с орбиты. USSF-67 стала пятой в истории успешной миссией Falcon Heavy. Она доставила в космос военный спутник связи под названием Continuous Broadcast Augmenting SATCOM 2 и пять меньших аппаратов для Космических сил.

Интересная цифра: 70 орбитальных пусков в год

Пуск ракеты «Чанчжен-5В». Источник: weibo.com

Китайская аэрокосмическая научно-техническая корпорация (CASC) собирается осуществить в 2023 году более 50 орбитальных пусков. Если добавить к этому планы других государственных подрядчиков и частных китайских компаний, то по итогам года Поднебесная может превысить отметку в 70 реализованных космических миссий.

Летом 1950 года в Лос-Аламосе Энрико Ферми задал свой известный вопрос: «Где, в самом деле, они все?» Парадокс Ферми представляет собой наименее понятный «большой вопрос», поставленный в истории науки, а также наибольший вызов для проекта поиска внеземных цивилизаций SETI (Search for Extraterrestrial Intelligence). Мы объясняем, почему люди до сих пор не встретились с инопланетянами, и подробно рассказываем о парадоксе Ферми.

Если вас уже не интересуют внеземные цивилизации, вы можете узнать больше о «хвостатых» звездах. Ведь именно так раньше называли кометы.

Читайте в предыдущем дайджесте: Российский космический корабль признали опасным для полетов, а у китайского марсохода возникли технические проблемы: дайджест новостей