NASA открывает космопорт Gateway для космических путешествий, а искусственный интеллект поможет распознавать астрономические объекты: дайджест новостей

Подборка самых интересных космических новостей за неделю: метеорологический спутник помог разгадать, почему потускнела Бетельгейзе, телескоп TESS обнаружил суперземлю внутри орбиты горячего юпитера, а мы рассказываем, что такое квазары и какими они бывают.

TESS обнаружил суперземлю внутри орбиты горячего юпитера

Используя данные, собранные телескопом TESS, астрономы обнаружили суперземлю, орбита которой пролегает внутри орбиты горячего юпитера. Это открытие противоречит модели миграции, объясняющей происхождение подобных тел. Речь идет о горячем юпитере WASP-132b. Он обращается вокруг оранжевого карлика, расположенного на расстоянии 400 световых лет от Солнца. Орбита газового гиганта проходит на расстоянии 10 млн км от родительского светила, температура его атмосферы оценивается в 500°C.

Черные дыры признали виновными в гибели призрачных галактик

Звездообразование в галактике Млечный Путь нельзя назвать активным, но ежегодно в ней рождается 3-4 новых звезды. Однако в эллиптических галактиках они не рождаются вовсе, а те, что есть, уже достаточно старые. Вероятно, в какой-то момент большая часть процессов звездообразования в них внезапно прекратилась, оставив такие галактики медленно угасать в течение эонов. Подобные звездные системы еще называют «призрачными», так как они фактически неживые.

Спутник для наблюдения за погодой помог разгадать загадку Бетельгейзе

Бетельгейзе в 2019 году потускнела из-за газово-пылевого облака, которое закрыло ее от нас. Трое ученых из Токийского университета недавно смогли разгадать загадку потускнения звезды Бетельгейзе в 2019 году. В этом им помог спутник для наблюдения за погодой «Химавари-8». Обычно он наблюдает за поверхностью Земли и облаками в инфракрасном диапазоне. Благодаря этому ему удалось измерить температуру поверхности звезды, попавшей в поле зрения. Оказалось, что за этот период она снижалась на 150°C. Кроме того, стало понятно, что причиной снижения яркости стало газово-пылевое облако, закрывшее от нас далекое светило.

Следующая остановка — Луна

Rocket Lab опубликовала таймлапс, демонстрирующий установку на верхнюю ступень ракеты Electron платформы Photon. Она будет использована для первой межпланетной миссии компании.  В ее рамках космический аппарат CAPSTONE отправится к Луне.

Мощнее James Webb: ТОП-4 телескопа, которые построят к 2030 году

Сейчас научное сообщество ждет начала эксплуатации телескопа James Webb, который покажет нам Вселенную с беспрецедентным качеством с надеждой заглянуть в прошлое дальше, чем когда-либо прежде. В то же время по всему миру строятся новые телескопы, готовящие почву для новой эры в астрономии, которая позволит увидеть, как зарождался и развивался наш мир.

Тридцатиметровый телескоп (TMT) назван в честь своего огромного главного зеркала, размер которого составит 30 м. Изображения, получаемые TMT, будут в 12 раз более четкими, чем снимки обсерватории Hubble.

Чрезвычайно большой телескоп (ELT). Его главное зеркало будет даже больше, чем зеркало TMT — его диаметр составит 39 м. Он должен стать крупнейшим в мире инструментом видимого и инфракрасного диапазона, а также сможет фокусировать в 100 млн раз больше света, чем человеческий глаз.

Гигантский Магелланов телескоп (GMT) — оптико-инфракрасный телескоп высотой с 12-этажный дом будет использовать семь основных зеркал (каждое диаметром более 8 м) для фокусировки света из глубокого космоса.

Большой синоптический телескоп LSST оснастят самой большой из когда-либо созданных цифровых камер с чудовищным разрешением в 3,2 млрд пикселей. Объем информации, которую он будет собирать каждую ночь, составит 15 терабайт.

Искусственный интеллект поможет распознавать астрономические объекты

Астрономы разработали систему распознавания небесных объектов на основе машинного обучения. Она будет анализировать данные, собранные космическими аппаратами, и определять место объекта во Вселенной. Система под названием SHEEP основана на технологии искусственного интеллекта, уже применявшейся для поиска внеземных цивилизаций. Она будет работать с фотометрическими данными и спектрами объектов, собранными в таких крупных каталогах, как Слоуновский цифровой обзор неба (SDSS). В будущем эту технологию предлагается применить к данным Dark Energy Spectroscopic Instrument (DESI), европейского космического телескопа Euclid и James Webb Space Telescope.

NASA открывает космопорт Gateway для космических путешествий

NASA готовит к открытию новую достопримечательность. Если комплекс Космического центра им. Кеннеди служит тематическим парком и как съемочная площадка, то новейший комплекс Gateway The Deep Space Launch Complex — это собственный взгляд аэрокосмической администрации в будущее. Новый комплекс откроется для посетителей 15 июня и приглашает публику посмотреть, как будут выглядеть космопорты для путешествий на околоземную орбиту и по Солнечной системе.

Разнообразие квазаров (статья)

История квазаров берет начало с 1959 года, когда астрономы приступили к работе над поисками эквивалентов в видимом свете мощных радиоисточников, входивших в новый на тот момент Третий Кембриджский каталог. Для отождествления ученые использовали Паломарский атлас неба — собрание фотопластинок, полученных на 1,22-метровом фотографическом телескопе Шмидта. Уже в 1960 и 1962 годах удалось отождествить два объекта: 3С 48 — со слабой звездой 16-й величины и 3C 286 — со звездой 17-й величины, но их оптические спектры не поддавались объяснению. Усложняло ситуацию то, что тогдашние радиотелескопы определяли положение небесных объектов довольно грубо, поэтому для уточнения был предложен оригинальный метод наблюдений во время покрытия некоторых радиоисточников Луной.

Проведены учения по отслеживанию опасного астероида

Международная сеть предупреждения об астероидах (IAWN) и Управлении координации всепланетной обороны (PDCO) NASA провели учения по выявлению потенциально опасных для человечества космических объектов. В них приняли участие более 100 ученых из разных стран. Мероприятие показало, что обсерватории в состоянии оперативно реагировать на опасность. В качестве «учебной цели» был выбран астероид Апофис (99942 Apophis).

Читайте также: Марсоход Perseverance впервые принял самостоятельное решение, а James Webb поможет раскрыть происхождение первобытных черных дыр: дайджест новостей