Возвращение людей на Луну, миссии к Европе и Марсу: самые ожидаемые космические события 2024 года

Ушедший 2023 год подарил нам массу весьма интересных событий в космосе — от полетов Starship до доставки образцов астероида Бенну. Но жизнь не стоит на месте. 2024-й год будет наполнен не меньшим, а скорее даже большим количеством увлекательных космических событий. Так что самое время поговорить о том, что ждет нас уже в самом ближайшем будущем.

Новые космические миссии

В 2024-м году мы станем свидетелями запуска намного большего, чем в ушедшем 2023-м году, количества новых межпланетных миссий. Они отправятся к разным уголкам Солнечной системы. Наиболее амбициозной из них является Europa Clipper. Ее целью станет Европа — ледяной спутник Юпитера, под поверхностью которого скрывается огромный океан. NASA планирует запустить этот аппарат в октябре 2024 года.

Europa Clipper
Europa Clipper на фоне Юпитера в представлении художника. Источник: ESA

В 2024 году также откроется новое окно для полета к Марсу. Им собираются воспользоваться две миссии. Целью японской MMX станет крупнейший спутник Красной планеты — Фобос. Аппарат должен будет изучить его, взять пробу грунта, а затем доставить его на Землю. Компанию ему составит пара построенных NASA зондов под названием ESCAPADE. Они должны будут выйти на орбиту вокруг Марса, после чего займутся изучением его магнитосферы. Запуск обеих миссий запланирован на август-сентябрь 2024 года.

Большое количество земных посланцев также посетит Луну. Уже в середине января JAXA попытается посадить на нее свой зонд SLIM, который был запущен осенью прошлого года. За ним настанет черед компаний Astrobotic и Intuitive Machines, которые отправят к Луне свои аппараты. В мае Китай приступит к реализации проекта «Чанъэ-6», в рамках которого он попытается взять и затем доставить на Землю пробу грунта с южного полюса Луны. А в уже в ноябре NASA планирует высадить на южный полюс Луны ровер VIPER, который займется поисками полезных ископаемых и водяного льда.

Луноход VIPER (концепт). Источник: NASA/Daniel Rutter

Еще одной целью межпланетных посланцев станут астероиды. На октябрь 2024 года запланирован запуск европейского аппарата Hera. Он должен будет посетить двойной астероид Дидим, который в позапрошлом году стал целью, проведенного NASA, теста по проверке возможности изменения орбиты малого тела путем его тарана.

И наконец, на самый конец 2024 года запланирован запуск построенного компанией Rocket Lab зонда к Венере. В случае успеха, он станет первым в истории частным аппаратом, посетившим вторую планету от Солнца.

Пилотируемая космонавтика

Новый год будет весьма насыщен интересными событиями и в пилотируемой космонавтике, три из которых должны состояться весной. Одним из них станет запуск Polaris Dawn — первой в истории частной миссии, предполагающей выход в открытый космос. Ее успех может стать важным кирпичиком на пути к более сложным частным полетам, целью одного из которых, возможно, станет обслуживание телескопа Hubble.

Концепт миссии Polaris Dawn. Источник: Polaris

Весной также должен состояться первый полет космоплана Dream Chaser. Изначально он будет использоваться для снабжения припасами МКС и возвращения грузов на Землю. Впрочем, компании Sierra Space не теряет надежды со временем создать и пилотируемую версию космоплана.

В апреле должен состояться первый пилотируемый полет, разрабатываемого компанией Boeing, многострадального корабля CST-100 Starliner. В случае его успеха, у NASA, наконец, появится альтернативный вариант по доставке людей на МКС.

Первый собранный экземпляр корабля Dream Chaser. Источник: Sierra Space

Летом Индия собирается провести беспилотное орбитальное испытание своего космического корабля  «Гаганьян». Оно станет первым в серии из нескольких тестов, которые запланировало ISRO. Если они не выявят каких-либо проблем, уже в 2025 году Индия может стать четвертой страной, сумевшей отправить людей в космос.

Но самое важное космическое событие 2024 года (причем, не только в пилотируемой космонавтике), должно состояться в ноябре. В рамках миссии Artemis II NASA планирует отправить корабль Orion c четырьмя астронавтами к Луне. Они станут первым с 1972 года людьми, которые покинут окрестности наши планеты. План полета предполагает, что Orion облетит Луну по траектории свободного возврата, после чего вернется на Землю. Все путешествие займет 10 дней.

Экипаж миссии Artemis II. Источник: NASA/Josh Valcarcel

Правда нельзя исключать, что дата полета Artemis II еще может сдвинуться и возможно полет состоится не в 2024, а в 2025 году. Но все же, хочется надеяться, что обойдется без переносов и все любители космоса получат неплохой подарок к зимним праздникам.

Полеты новых ракет

2024-й также должен стать годом, когда мы увидим пуски целого ряда новых ракет, которые должны прийти на смену ушедшим на покой носителям. Одной из них является Vulcan, созданная пусковым оператором ULA. Она заменит Atlas V. Первый полет Vulcan должен состояться уже в январе.

Прожиг первой ступени ракеты Vulcan. Источник: ULA

В свою очередь, Европа очень рассчитывает на успешный дебют ракеты Ariane 6. После завершения эксплуатации Ariane 5 и аварии Vega, ESA оказалось в весьма непростой ситуации, фактически оставшись без независимого доступа к космосу. Ariane 6 должна будет помочь исправить эту ситуацию. Конечно при условии, что ее первый полет завершится успехом.

Blue Origin также рассчитывает, наконец, показать результат усилий своих инженеров в виде ракеты New Glenn. Она находится в разработке с 2012 года и дата ее ввода в эксплуатацию уже неоднократно сдвигалась. На фоне возрастающей критики компании за то, что она не демонстрирует ничего, кроме обещания, результаты полета New Glenn будут иметь огромное значение для будущего Blue Origin.

Топливный бак ракеты New Glenn. Источник: Max Evans

И, наконец, не стоит забывать про SpaceX. Во время второго испытания Starship не хватило совсем чуть-чуть, чтобы добраться до околоземной орбиты. Не приходится сомневаться, что во время третьего полета гигантской ракеты, SpaceX приложит все усилия, чтобы довести программу испытаний до успешного конца.

События на межпланетных трассах

В завершение поговорим про ожидаемые события в дальнем космосе. 3 февраля зонд Juno должен будет совершить пролет Ио. Помимо возможности изучить вулканический спутник, земной посланец также использует его гравитацию, для изменения своей орбиты.

Снимок Ио, сделанный зондом Juno с дистанции 11 700 км. Источник: NASA/JPL-Caltech/SwRI/MSSS/Ted Stryk

В сентябре и декабре зонд BepiColombo дважды наведается в гости к Меркурию. Эти маневры необходимы для того, чтобы уменьшить его орбитальную скорость, что позволит в будущем выйти на постоянную орбиту вокруг первой планеты.

Направляющиеся к Юпитеру и его троянским астероидам аппараты JUICE и Lucy, также выполнят гравитационные маневры — только используют для этого Землю. Их встречи с нашей планетой состоятся, соответственно, в августе и декабре 2024 года.

Parker Solar Probe в представлении художника. Источник: NASA

И, наконец, в ноябре зонд Parker выполнит пролет Венеры, который позволит ему перейти на финальную орбиту. Ее перигелий будет лежать на рекордном расстоянии всего в 6,4 млн км от солнечной поверхности, что станет новым рекордом. Еще ни один земной посланец в истории не подбирался к Солнцу так близко.