На Марс целесообразнее отправлять исключительно женщин, а ESA спасло миссию JUICE по изучению спутников Юпитера: дайджест новостей

На Красной планете существовали самые глубокие и быстрые реки в Солнечной системе; Европейское космическое агентство разработало «щит-оригами» для космических аппаратов, а мы рассказываем о лучших астрономических приложениях для Android.

«Открытие состоит в том, чтобы смотреть на то же, что и все остальные, и думать иначе».

― Альберт Сент-Дьердьи

Женщины на Марсе: первую миссию на Красную планету возглавят исключительно женщины-астронавты

Мы еще не знаем имен, но исторический полет на Марс может состояться приучастии полностью женского экипажа. Имейте в виду, что эта идея возникла не столько из соображений гендерного равенства, сколько ради эффективности с научной точки зрения, основанной на расчетах, холодных, как глубокий космос. Имеющиеся данные прямо указывают на то, что женщины были бы более способными членами экипажа во время длительных миссий за пределы Земли.

Исследователи отмечают, что женщины легче, следовательно, они нуждаются в меньшем количестве кислорода и производят меньше углекислого газа, реже страдают сердечными приступами, а их репродуктивная система меньше подвержена действию радиации. Ученые из команды космической медицины Европейского космического агентства (ESA) подсчитали, что среднестатистической женщине-астронавту нужно на 26% меньше калорий, на 29% меньше кислорода и на 18% меньше воды, чем среднестатистическому мужчине. Это означает значительную экономию ресурсов. Для 1080-дневной космической миссии с экипажем из четырех женщин понадобится на 1695 кг меньше еды, чем для миссии с участием одних мужчин.

Крупнейший самолет в мире Stratolaunch Roc сбросил гиперзвуковой аппарат The Talon

Крупнейший в мире самолет-носитель Stratolaunch Roc успешно осуществил сброс гиперзвукового испытательного аппарата The Talon (Talon-A0, или сокращенно TA-0). Таким образом компания Stratolaunch Systems доказала свою готовность провести настоящее испытание этого аппарата в гиперзвуковом режиме через несколько месяцев.

Talon-A0 крепился на пилоне под крылом двухфюзеляжного самолета Roc с размахом крыльев 117 м. Направляясь на запад и находясь над центральным побережьем Калифорнии, самый большой в мире самолет сбросил тестовый аппарат. Поскольку последний не имел двигателя, чтобы развить гиперзвуковую скорость, он мог выполнять лишь планерные маневры и отправлять телеметрические данные. Первый прототип гиперзвукового аппарата также не имел шасси, поэтому он совершил имитационную посадку на воду. Сам самолет-носитель приземлился в Мохаве через 4 часа 8 минут после старта.

JUICE свободен! ESA спасло миссию по изучению спутников Юпитера

Специалистам ESA удалось развернуть антенну радара RIME (Radar for Icy Moons Exploratio), установленного на аппарате JUICE. Это один из ключевых инструментов миссии. Он позволит узнать, что находится внутри ледяных спутников Юпитера. К сожалению, развертывание RIME пошло совсем не по плану. Установленные на корпусе зонде селфи-камеры показали, что после запуска антенна прибора раскрылась лишь на треть от необходимой длины. Это поставило под вопрос возможность выполнения значительной части научной программы миссии.

Проанализировав телеметрию, инженеры ESA пришли к выводу, что раскрытию антенны препятствует застрявший штифт размером всего несколько миллиметров. Чтобы избавиться от него, специалисты предприняли целую серию действий, призванных «встряхнуть» аппарат. Они включали как периодические запуски двигателей JUICE, так и использование солнечного света для нагрева радара. Однако, несмотря на некоторое движение антенны, ее полного высвобождения так и не произошло. Поэтому инженеры прибегли к последней мере. 12 мая они активировали механическое устройство, называемое «невзрывной привод» (NEA) и расположенное в заклинившем кронштейне. Это произвело удар, который сдвинул штифт на несколько миллиметров и позволил антенне развернуться.

«Щит-оригами» укроет космические корабли

ESA сообщило о разработке многоразового теплозащитного экрана нового поколения. Он был создан инженерами компании Space Forge и получил название Pridwen — в честь щита короля Артура.

Вход в атмосферу является одним из наиболее опасных этапов любой космической миссии. В этот момент корпус посадочного аппарата разогревается до огромных температур и фактически превращается в гигантский метеор. Сейчас наиболее распространенным способом теплозащиты является использование абляционных экранов. Их принцип действия основан на том, что они отводят тепло за счет постепенного испарения своих частей. Pridwen имеет иной принцип действия, основанный на распределении тепла. Инновационный экран представляет собой ткань, сформированную из высокотемпературного сплава. Во время запуска он будет находиться в сложенном состоянии, подобно фигурке оригами. Его раскрытие должно осуществляться перед входом в атмосферу. Экран обладает достаточно большой площадью, чтобы поток мог равномерно распространяться по нему, постепенно отводя тепло.

На Марсе существовали самые глубокие и быстрые реки в Солнечной системе

Ровер Perseverance сейчас исследует марсианский кратер Езеро в рамках своей миссии по поиску доказательств древней жизни на Марсе. История воды на Красной планете имеет ключевое значение для таких поисков. Ученые считают, что она потеряла воду около 4 млн лет назад. А теперь марсоход обнаружил доказательства того, что на планете когда-то была одна из самых глубоких и быстрых рек.

Инструмент Mastcam-Z на борту марсохода сделал серию из нескольких сотен снимков, далее склеенных в панорамную мозаику, демонстрирующую ландшафт под названием Pinestand. На изображении можно увидеть много слоев осадочных пород, оставленных древней рекой. Структура этих пород свидетельствует о том, что река, протекавшая здесь миллионы лет назад, была быстрой и очень глубокой.

GigaMoon
Участок изображения GigaMoon, демонстрирующий некоторые из многих тысяч кратеров на поверхности Луны. Фото: Andrew McCarthy

Астрофотограф Эндрю Маккарти создал GigaMoon — 1,3-гигапиксельное высокодетализированное изображение Луны, составленное из 280 тыс. отдельных фотографий. На создание гигафото он потратил много времени, причем несколько раз его работа едва не срывалась из-за плохих погодных условий. Для съемки фотограф использовал 11-дюймовый телескоп с полнокадровой CMOS-камерой и 2,5-кратным увеличением, что в итоге дало эквивалентное фокусное расстояние 7000 мм. Маккарти говорит, что во время работы над GigaMoon его компьютер выходил из строя как минимум десять раз. Чтобы просмотреть полное 1,3-гигапиксельное изображение (32 613 × 40 766 пикселей), перейдите по этой ссылке.

Интересная цифра: ярче в 10 млн раз

LSR J1835+3259
Впечатление художника от полярного сияния и радиационного пояса, окружающего сверххолодный карлик LSR J1835+3259. Авторство: phys.org

Ученые впервые в истории смогли увидеть наличие радиационного пояса вокруг астрономического объекта, расположенного за пределами нашей Солнечной системы. Это открытие касается тела размером с Юпитер, находящегося на расстоянии примерно 18 световых лет от нас. По словам астронома Мелоди Као из Калифорнийского университета в Санта-Крузе, команда успешно обнаружила пояс, очень похожий на радиационные пояса Юпитера, но примерно в 10 млн раз более яркий. Сам объект имеет массу, почти в 80 раз превышающую юпитерианскую. Поэтому вполне возможно, что на самом деле он является либо карликовой звездой, либо массивным коричневым карликом.

Согласно распространенному мнению, наука стала настолько сложной, что неспециалистам практически невозможно разобраться в ее хитросплетениях. Но это все же слишком однобокий взгляд. Не стоит забывать, что современные технологии предоставили всем желающим уникальную возможность прикоснуться к миру науки и самим стать немножечко учеными. Все, что для этого нужно — смартфон с соответствующим мобильным приложением и выход в интернет. Редакция The Universe Space Tech рассказывает о лучших астрономических приложениях для Android. О разрушении россиянами крупнейшего в мире радиотелескопа под Харьковом и сотрудничестве с NASA рассказывает в интервью директор Радиоастрономического института НАН Украины Вячеслав Захаренко.

Читайте в предыдущем дайджесте: Рогозин не нашел доказательств высадки астронавтов на Луну, а NASA показала робота-змею для исследования планет: дайджест новостей