James Webb нашел основу для сложной органики в протопланетном диске

Используя космический телескоп James Webb, астрономы впервые обнаружили метил-катион (CH₃+) в протопланетном диске вокруг молодой звезды. Это соединение играет ключевую роль в формировании сложных органических молекул.

Участок туманности Ориона глазами телескопа James Webb. Источник: ESA/Webb, NASA, CSA, M. Zamani (ESA/Webb), the PDRs4All ERS Team

Открытие было сделано в ходе изучения протопланетного диска, окружающего звезду d203-506. Это небольшой красный карлик, чья масса в десять раз меньше солнечной. Он расположен на расстоянии 1300 световых лет от Земли в созвездии Ориона и подвергается воздействию интенсивного ультрафиолетового излучения со стороны соседних массивных светил. Ученые считают, что большинство протопланетных дисков проходят через подобный период ибо, как правило, звезды формируются не по одиночке, а внутри скоплений.

По всей видимости, присутствие метил-катиона является следствием именно этой ультрафиолетовой «бомбардировки». Она обеспечивает необходимый для образования CH₃+ источник энергии. При этом, в отличие от соседних систем, в d203-506 не найдено воды, что также может быть следствием воздействия ультрафиолетового излучения.

Участок туманности Ориона глазами телескопа James Webb. На врезке показан протопланетный диск вокруг звезды d203-506. Источник: ESA/Webb, NASA, CSA, M. Zamani (ESA/Webb), the PDRs4All ERS Team

Чем же важен метил-катион? Это соединение относительно плохо взаимодействует с водородом (основной компонент регионов активного звездообразования), но легко реагирует с другими веществами. Как следствие, оно инициирует формирование более сложных молекул на основе углерода, необходимых для возникновения живых организмов. Астрономы долго искали подобные соединения в космосе, но получили возможность находить их лишь после запуска JWST.

В дальнейшем исследователи намереваются продолжить поиск подобных соединений. Анализ их распространения и химического состава протопланетных дисков поможет больше узнать о том, как во Вселенной формируются условия, которые могут привести к возникновению жизни.

Ранее мы рассказывали о том, может ли JWST найти следы жизни в атмосфере экзопланеты.