Газовые гиганты в близкой звездной системе «играли в бильярд»

Ученые обнаружили вторую планету в звезды HD 83443, которая находится недалеко от нас. Они пришли к выводу, что в прошлом в этой системе могло произойти гравитационное взаимодействие между газовыми гигантами, изменившее их орбиты.

Газовые гиганты могли «играть в бильярд»
Газовые гиганты могли «играть в бильярд». Источник: Space.com

Вторая планета в системе HD 83443

Астрономы из Университета Южного Квинсленда в Австралии открыли вторую планету у звезды HD 83443. Она находится на расстоянии 133 световых лет от нас, и по меркам Галактики это относительно недалеко. Для открытия астрономы в течение многих лет изучали радиальную скорость звезды с помощью нескольких мощных телескопов.

HD 83443 представляет собой относительно молодой оранжевый карлик класса К0, масса которого сравнима с солнечной. Это относительно молодая звезда, возраст которой составляет 2,64 млрд лет. Ранее у нее уже была открыта планета. Этот горячий юпитер массой в 42 процента от массы самой большой планеты Солнечной системы делает один оборот вокруг светила всего за трое суток.

Новая планета HD 83443с также является газовым гигантом с массой в полтора раза больше юпитерианской. Она вращается вокруг звезды по сильно вытянутой орбите с эксцентриситетом 0,76. Один оборот вокруг светила занимает у нее 22,6 года.

Могли ли газовые гиганты взаимодействовать в прошлом?

HD 83443 является достаточно редкой системой, где рядом есть горячий юпитер и газовый гигант на эксцентричной орбите. При этом характеристики обеих планет хорошо определены. По мнению исследователей, в прошлом в системе могла происходить «игра в гигантский космический бильярд».

Дело в том, что, согласно действующей теории образования планет, газовые гиганты не рождаются ни на близких к звезде, ни на эксцентричных орбитах. По мнению авторов исследования, присутствие планет в одной системе свидетельствует о том, что в прошлом их орбиты пересеклись, и сила тяжести выбросила их туда, где они находятся сейчас.

Более того, ученые подозревают, что в столкновении мог участвовать еще и третий газовый гигант массой в 40 процентов от юпитерианской, но сейчас это только предположение. Что касается HD 83443c, ученые надеются получить ее изображения в будущем с помощью новых мощных телескопов, как это произошло для системы β Живописца.