Falcon 9 запустит новый европейский телескоп

Ракета Falcon 9 является основным кандидатом для миссии по запуску телескопа Euclid. Об этом заявил  Марк Клэмпин, занимающий должность главы отдела астрофизики NASA.

Задачи и устройство телескопа Euclid

Телескоп Euclid построен Европейским космическим агентством (ESA) при поддержке со стороны NASA. Аппарат предназначен для изучения истории расширения Вселенной, формирования ее крупномасштабных структур, распределения загадочной темной материи и темной энергии. Для этого телескоп будет осуществлять высокоточные измерения красных смещений далеких галактик (в радиусе до 10 млрд световых лет от Млечного Пути). Уточненные данные о связи красного смещения и расстояния, помогут астрономам лучше разобраться в том, как Вселенная приобрела свой нынешний вид.

Обсерватория Euclid в представлении художника. Источник: ESA/C. Carreau

Для выполнения поставленных задач Euclid получил 1,2 – метровое зеркало. Научная начинка аппарата представлена двумя инструментами: визуализатором видимого излучения (VIS), а также спектрометром и фотометром ближнего инфракрасного диапазона (NISP). Общая масса Euclid составляет 2160 кг. Его рабочая позиция будет располагаться на расстоянии 1,5 млн км от нашей планеты в окрестностях точки Лагранжа L₂, системы Солнце – Земля.

Falcon 9 вместо «Союза»

Изначально Euclid планировалось запустить ракетой «Союз» с космодрома Куру во Французской Гвиане. Но после начала широкомасштабного вторжения россии в Украину, ESA разорвала все связи со страной-агрессором. Это поставило вопрос о новом носителе для миссии.

Дело в том, что ESA не может использовать для запуска Euclid проверенную ракету Ariane 5, поскольку ее производство уже прекращено, а все оставшиеся экземпляры давно расписаны под другие миссии. Что касается нового носителя Ariane 6, то его дебют состоится лишь в следующем году. И после этого ракете придется совершить еще несколько полетов, чтобы доказать свою надежность.

Пуск Falcon 9. Источник: SpaceX

Все это вынуждает ESA искать альтернативные варианты. Наиболее очевидным из них является использование Falcon 9, как наиболее надежного и дешевого носителя нужной грузоподъемности, который есть на пусковом рынке. В настоящее время специалисты ESA изучают возможность запуска Euclid на ракете SpaceX. В случае одобрения, телескоп отправится в космос во второй половине 2023 года.

Что касается остальных миссий, которые изначально планировалось запускать на «Союзах», то ESA старается перераспределить их под европейские носители. Так, спутники EarthCARE и Sentinel-1C, будут выведены на орбиты легкой ракетой Vega-C. А для будущих запусков новых аппаратов навигационной системы Galileo будет задействована уже Ariane 6.