Hi, Mars! Привет, Уран! Наблюдаем соединение двух самых маленьких внешних планет

«Парад планет», наблюдавшийся в этом году с марта по июнь, имеет еще одно интересное следствие: все его «участники», двигаясь по небесной сфере, в тот или иной день оказываются на небе недалеко друг от друга. Всего таких соединений на протяжении года ожидается 18. Среди них было и чрезвычайно редкое сближение Венеры с Нептуном до расстояния 25 угловых секунд, состоявшееся 27 апреля. К сожалению, с территории Украины наблюдать его было невозможно. Больше половины планетных соединений пришлось на март и апрель, когда Венера с Меркурием по очереди «наведывались» к Сатурну, Марсу, Нептуну, Юпитеру и Урану. А сейчас мы имеем возможность увидеть последнее событие из этого ряда — соединение Марса с Ураном.

Соединение Марса с Ураном в январе 2021 года, сфотографированное в Малайзии. Источник: Mohd Nazam Anuar

Минимальное расстояние между планетами составило 1°18′, что почти втрое больше видимого диаметра лунного диска. Это значит, что их можно было одновременно увидеть в поле зрения небольшого телескопа или бинокля. Еще три дня Уран и Марс будут расположены в пределах 2° друг от друга, и если над нами в конце концов появится безоблачное небо — мы еще успеем увидеть последнее из соединений с участием внешних планет. Смотреть их нужно ближе к рассвету, когда они будут подниматься достаточно высоко над горизонтом.

Яркий красноватый Марс, блеск которого составит почти нулевую звездную величину, несложно обнаружить над восточной частью горизонта. Для поисков Урана нужно темное и чистое небо: его яркость едва превышает предел видимости невооруженным глазом. Впрочем, даже небольшие астрономические инструменты продемонстрируют его без проблем, а при увеличении более 100 крат можно увидеть и небольшой зеленоватый диск самого легкого газового гиганта. В 12° восточнее обеих планет расположится красивое рассеянное звездное скопление. Плеяды.

Интересно, что в абсолютных единицах яркость Марса будет превышать яркость Урана в 170 раз, несмотря на то, что диаметр первого в 7,5 раз меньше второго. Связано это с тем, что Марс расположен в 14 раз ближе к Солнцу — на расстоянии 1,394 а.е., по сравнению с 19,69 а.е. для Урана — и получает от него в 200 раз больше света на единицу поверхности. Также свою роль играет и близость к Земле: от Красной планеты нас сейчас отделяет 1,126 а.е. (168,5 млн км), от «зеленой» — 19,82 а.е.

До конца года ожидается еще три соединения планет, но в них будут участвовать только Меркурий и Венера, и все они произойдут недалеко от Солнца, что сделает их наблюдения почти невозможными. Последнее из них есть шанс увидеть в наших широтах вечером 29 декабря 2022 года.