Первое обращение к читателям главного редактора

№1 (1) декабрь 2003 г., стр. 2

Уважаемые читатели!

Вы держите в руках первый номер журнала «Вселенная, пространство, время». Это новое украинское периодическое научно-популярное издание, посвященное вопросам астрономии и космонавтики. Сегодня эта тематика очень актуальна. Наше время — это эпоха выхода человечества за пределы своей естественной среды обитания, начало длительного и трудного пути к звездам. В последние десятилетия наука обогатилась новыми достижениями, позволяющими понять окружающий нас мир и процессы, происходящие в нем. Величайшие успехи достигнуты в изучении субатомных частиц и крупномасштабной структуры Вселенной. В результате напряженной работы лучших умов человечества уже созданы теории, в рамках которых физика микромира, строение и развитие Вселенной предстают перед нами в своем гармоничном единстве. Однако, как резюмировал популяризатор науки Пол Девис, природа неуловима и сложна, и мы можем лишь вечно скользить поверх реальности, простирающейся над бездной истины. Мы можем надеяться лишь почувствовать проявление некоторых принципов, управляющих космосом, и изумиться их красоте.

В огромной степени расширили наши возможности в изучении звезд, галактик, туманностей и других объектов космические телескопы Хаббла, Чандра, IRAS, выведенные на околоземные орбиты. Галереи великолепных снимков с высоким разрешением потрясают воображение. Осуществлены, реализуются и планируются грандиозные проекты по исследованию планет солнечной системы и их спутников с использованием космических аппаратов. В последнее время около других звезд открыто более ста планет-гигантов, диаметр которых соизмерим с Юпитером. Но уже разработаны и осуществляются проекты, цель которых — поиск планет земного типа и размера около полутора сотен окрестных звезд. Эти программы включают в себя задачи по обнаружению и изучению атмосфер землеподобных планет и поиска признаков жизни на них.

Феномен возникновения жизни никого не может оставить равнодушным. Ведь вершиной сложности и упорядоченности материи во Вселенной являемся мы с Вами. Очень интересны последние достижения в изучении этого феномена, успешны попытки описать живые организмы, как диссипативные системы в далеких от равновесия состояниях. С каждым годом становятся все более изощренными и совершенными попытки обнаружения жизни и Разума во Вселенной.

Удивительные находки и открытия делают палеонтологи и археологи. Все новые подробности приобретает история возникновения и развития жизни на Земле, единственного, пока, примера доступного нашему изучению. Возникновение и история планеты Земля, тектоника, вулканизм, атмосферные явления и их влияние на формирование организмов в древние эпохи, возникновение и гибель

цивилизаций, развитие мировоззрения и представлений об окружающем нас мире от мифологий древних народов и до наших дней — все это темы нашего журнала.

Мир удивителен. Наблюдать и изучать его — увлекательнейшее занятие. Приглашаем Вас, уважаемый читатель, на страницы нашего журнала и мы вместе обратим наш взор на окружающее великолепие и разнообразие проявляемых форм материи. Мы попытаемся ощутить свою значимость и место в безграничной Вселенной, где борются и объединяются великие силы Природы в вечном противостоянии хаоса и порядка.

Главный редактор Сергей Гордиенко